Турист Марина (Marina2506)
Марина
была вчера 22:38
Фотоальбом

Донской ставропигиальный мужской монастырь

Москва: полезная информация

Донской мужской ставропигиальный монастырь — один из древнейших монастырей столицы, основанный в 1591. Когда крымский хан Кызы-Гирей находился на подступах к первопрестольной, царь Феодор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой Божией Матери вокруг городских стен, а затем поместить ее посреди русского стана в походной церкви преподобного Сергия Радонежского.

В завершении сражения с ханом Кызы-Гиреем в благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь царь Феодор Иоаннович основал монастырь именно в том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. На месте шатра, в котором пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор, куда и поместили Донскую икону (сейчас в Соборе хранится копия иконы, первообраз возвратили в Благовещенский собор Кремля). Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (Донской монастырь — одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма).

Интересно, что чудотворных Донских икон две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь.

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года русские воины одержали победу, а икона, осенявшая воинов на поле брани, была названа Донской и стала почитаться защитницей Руси. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря. Каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед этой иконой молились о даровании победы, и она неоднократно являла свою чудотворную силу.

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.

В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь, про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь мужской монастырь.

До наших дней сохранился весь архитектурный ансамбль монастыря.

Основным входом в монастырь служили когда-то северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь, построенная в честь Тихвинской иконы Божией Матери в 1713-1714 годах. Тихвинская церковь связана с именем патриарха Тихона, который был доставлен в монастырь весной 1922 года в качестве узника. Патриарх Тихон, призывавший всех верных чад Церкви «встать на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей», осуждал изъятие государством церковных ценностей. А когда начались ожесточенные гонения на религию и ее служителей, Донской монастырь превратился в духовный центр Русской Православной Церкви. В монастыре патриарх Тихон провел большую часть своего заключения.
Основным входом в монастырь служили когда-то северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь, построенная в честь Тихвинской иконы Божией Матери в 1713-1714 годах. Тихвинская церковь связана с именем патриарха Тихона, который был доставлен в монастырь весной 1922 года в качестве узника. Патриарх Тихон, призывавший всех верных чад Церкви «встать на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей», осуждал изъятие государством церковных ценностей. А когда начались ожесточенные гонения на религию и ее служителей, Донской монастырь превратился в духовный центр Русской Православной Церкви. В монастыре патриарх Тихон провел большую часть своего заключения.
Стены и башни монастыря возводились с 1686 по 1711 годы. Башни увенчались декоративными ажурными коронами.
Стены и башни монастыря возводились с 1686 по 1711 годы. Башни увенчались декоративными ажурными коронами.
В 1730 году в западной части монастырской ограды по проекту архитектора Д. Трезини были сооружены новые ворота. Строительство велось под руководством Ивана Шеделя, одного из строителей колокольни в Троице-Сергиевой Лавре. В 1853 году над воротами была возведена колокольня. Строил ее А.П. Евлашев, ученик известного московского архитектора Д.В. Ухтомского, который был автором данного проекта. Жилые и хозяйственные постройки были сгруппированы вблизи колокольни.
В 1730 году в западной части монастырской ограды по проекту архитектора Д. Трезини были сооружены новые ворота. Строительство велось под руководством Ивана Шеделя, одного из строителей колокольни в Троице-Сергиевой Лавре. В 1853 году над воротами была возведена колокольня. Строил ее А.П. Евлашев, ученик известного московского архитектора Д.В. Ухтомского, который был автором данного проекта. Жилые и хозяйственные постройки были сгруппированы вблизи колокольни.
Собор во имя иконы Божией Матери Донской, названный впоследствии Малым, храм-памятник русскому воинству, стал главной святыней монастыря. Возводил собор «государев мастер» Федор Конь. Архитектура и внутреннее убранство Малого собора за годы жизни монастыря изменялись. Глава его изначально была шлемовидная, нынешние барабан и глава луковичной формы сооружены в 1748 году. В 1678 году к собору были пристроены приделы преподобного Сергия Радонежского, Федора Стратилата и трапезная. Через год после этого завершилось строительство шатровой колокольни.
Собор во имя иконы Божией Матери Донской, названный впоследствии Малым, храм-памятник русскому воинству, стал главной святыней монастыря. Возводил собор «государев мастер» Федор Конь. Архитектура и внутреннее убранство Малого собора за годы жизни монастыря изменялись. Глава его изначально была шлемовидная, нынешние барабан и глава луковичной формы сооружены в 1748 году. В 1678 году к собору были пристроены приделы преподобного Сергия Радонежского, Федора Стратилата и трапезная. Через год после этого завершилось строительство шатровой колокольни.
В 1684-1698 годах рядом с Малым собором по обету сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный Большим. Большой собор освятил 21 августа 1698 года митрополит Сарский и Подонский Преосвященный Тихон.
В 1684-1698 годах рядом с Малым собором по обету сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный Большим. Большой собор освятил 21 августа 1698 года митрополит Сарский и Подонский Преосвященный Тихон.
Величественный храм был расписан в 1782-1785 годах. Настенные росписи на библейские сюжеты выполнил художник Антонио Клаудо по эскизам В.И. Баженова. Стены алтаря на протяжении почти двух веков украшала роспись под мрамор. С возрождением монастырского служения в алтаре была выполнена роспись в традициях древнерусской живописи, сюжет ее традиционно связан с таинством евхаристии. В Большом соборе сохранился семиярусный резной иконостас с иконами, выполненный в стиле «московского барокко» мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты в Кремле К. Золотаревым, А. Андреевым, И. Федоровым. Несмотря на то, что иконостас неоднократно реставрировали, он почти полностью сохранил свой первоначальный облик.
Величественный храм был расписан в 1782-1785 годах. Настенные росписи на библейские сюжеты выполнил художник Антонио Клаудо по эскизам В.И. Баженова. Стены алтаря на протяжении почти двух веков украшала роспись под мрамор. С возрождением монастырского служения в алтаре была выполнена роспись в традициях древнерусской живописи, сюжет ее традиционно связан с таинством евхаристии. В Большом соборе сохранился семиярусный резной иконостас с иконами, выполненный в стиле «московского барокко» мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты в Кремле К. Золотаревым, А. Андреевым, И. Федоровым. Несмотря на то, что иконостас неоднократно реставрировали, он почти полностью сохранил свой первоначальный облик.
Рядом с новыми воротами сохранились казначейские кельи конца XVII века, которые были надстроены в 1718 году. Братские кельи, построенные в 1758-1760 годах, окончательно сформировали парадную часть монастыря. На хозяйственном дворе монастыря, расположенном за фасадом братских келий, сохранились до наших дней квасоварня, каретный сарай и конюшни. Все эти здания отреставрированы тщанием монастырской братии и используются для хозяйственных нужд. Дом настоятеля, прилегающие к нему сад и кухонный корпус, который раньше был баней, представляют собой усадебный комплекс, характерный для жилой застройки Москвы середины XVIII века.
Рядом с новыми воротами сохранились казначейские кельи конца XVII века, которые были надстроены в 1718 году. Братские кельи, построенные в 1758-1760 годах, окончательно сформировали парадную часть монастыря. На хозяйственном дворе монастыря, расположенном за фасадом братских келий, сохранились до наших дней квасоварня, каретный сарай и конюшни. Все эти здания отреставрированы тщанием монастырской братии и используются для хозяйственных нужд. Дом настоятеля, прилегающие к нему сад и кухонный корпус, который раньше был баней, представляют собой усадебный комплекс, характерный для жилой застройки Москвы середины XVIII века.
Храм святого Тихона, Патриарха Всероссийского, а чуть дальше Храм святого великомученика Георгия Победоносца (усыпальница)
Храм святого Тихона, Патриарха Всероссийского, а чуть дальше Храм святого великомученика Георгия Победоносца (усыпальница)
Донской монастырь - один из немногих, где сохранился уникальный некрополь с храмами и усыпальницами. Кладбище на территории Донского монастыря возникло в конце XVI- начале XVII века, впоследствии получившее название Старое Донское.
Донской монастырь - один из немногих, где сохранился уникальный некрополь с храмами и усыпальницами. Кладбище на территории Донского монастыря возникло в конце XVI- начале XVII века, впоследствии получившее название Старое Донское.
Монастырский некрополь быстро развивался после 1771 года, когда было запрещено хоронить покойников в городской черте Москвы.
Монастырский некрополь быстро развивался после 1771 года, когда было запрещено хоронить покойников в городской черте Москвы.
С XVII века монастырь стал местом погребения московской знати. По количеству и художественным достоинствам надгробий некрополь Донского монастыря, пожалуй, не имеет в Москве себе равных.
С XVII века монастырь стал местом погребения московской знати. По количеству и художественным достоинствам надгробий некрополь Донского монастыря, пожалуй, не имеет в Москве себе равных.
Некрополь Донского монастыря считается главным кладбищем высшего русского дворянства и богатого купечества.
Некрополь Донского монастыря считается главным кладбищем высшего русского дворянства и богатого купечества.
Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской: историк В.О. Ключевский, писатели А.И. Солженицын, И.А. Шмелёв, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.Ф. Одоевский, А.Н. Аксаков, поэт А.Н. Майков, ректор Московского университета С.Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я. Чаадаев, многочисленные Голицыны, родственники и друзья А.С. Пушкина, генералы А.И. Деникин, В.О. Каппель и многие другие.
Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской: историк В.О. Ключевский, писатели А.И. Солженицын, И.А. Шмелёв, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.Ф. Одоевский, А.Н. Аксаков, поэт А.Н. Майков, ректор Московского университета С.Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я. Чаадаев, многочисленные Голицыны, родственники и друзья А.С. Пушкина, генералы А.И. Деникин, В.О. Каппель и многие другие.
Здесь встречаются барочные и классицистические белокаменные саркофаги XVIII-XIX веков, кресты и скульптуры ангелов и плакальщиц работы выдающихся скульпторов И.П. Мартоса и И.П. Витали.
Здесь встречаются барочные и классицистические белокаменные саркофаги XVIII-XIX веков, кресты и скульптуры ангелов и плакальщиц работы выдающихся скульпторов И.П. Мартоса и И.П. Витали.
На территории некрополя сохранились два храма и часовни, служивших семейными усыпальницами.
На территории некрополя сохранились два храма и часовни, служивших семейными усыпальницами.
К востоку от Большого собора расположен храм преподобного Александра Свирского, построенный в 1796-1798 годах в честь небесного покровителя графа А. Зубова. Храм-ротонда был отреставрирован в 1960-е годы и вновь отремонтирован в 1996 году; чуть позже была выполнена роспись храма и установлен новый иконостас.
К востоку от Большого собора расположен храм преподобного Александра Свирского, построенный в 1796-1798 годах в честь небесного покровителя графа А. Зубова. Храм-ротонда был отреставрирован в 1960-е годы и вновь отремонтирован в 1996 году; чуть позже была выполнена роспись храма и установлен новый иконостас.
Южнее находится церковь преподобного Иоанна Лествичника, построенная на средства генерала Терещенко. В 1991 - 1992 годах в храме были проведены реставрационные работы, которые вернули ему первозданный облик. К освящению храма был выполнен новый иконостас, вновь засияли краски росписей. В храме также возобновлены богослужения.
Южнее находится церковь преподобного Иоанна Лествичника, построенная на средства генерала Терещенко. В 1991 - 1992 годах в храме были проведены реставрационные работы, которые вернули ему первозданный облик. К освящению храма был выполнен новый иконостас, вновь засияли краски росписей. В храме также возобновлены богослужения.
 «Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, - говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. – Донской монастырь, когда-то построенный в глуши, а теперь оказавшийся в центре Москвы, и стал таким уголком уединения и тишины»
«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, - говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. – Донской монастырь, когда-то построенный в глуши, а теперь оказавшийся в центре Москвы, и стал таким уголком уединения и тишины»
Комментарии к альбому