Турист Марина (Marina2506)
Марина
была вчера 22:38
Фотоальбом

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

В Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, расположенном в городе Истра Московской области, довелось побывать во время очередных новогодних каникул, проведенных в столице.

История становления монастыря уходит в 17 век. По замыслу патриарха Никона монастырь должен был воссоздать недалеко от столицы Российского государства комплекс святых мест Иерусалима. В ходе подготовки в 1656 году к грандиозному строительству обители лес на берегу реки Истры был вырублен, а холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён.

Ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере — холм Фавор.

На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины 19 века назывался «отходной пустынью»), в котором размещались две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла. Здесь же был основан и небольшой женский монастырь Вифания, названный в честь города, упомянутого в Новом Завете.

При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. На ее освещении в 1657 году присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, взглянув на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом. Это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне.

Главной постройкой монастыря является Воскресенский собор, заложенный в 1658 году. Патриарх Никон находился в Новом Иерусалиме до конца 1666 года, руководя строительством собора. В его личное управление были переданы три основанные им монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный. Из документов того периода следует, что монастыри были объединены в одну вотчину, в которую входили рыбные ловли на Кольском полуострове, солеварни в Усолье Камском и Старой Руссе, земли в центральных и северных уездах и два московских подворья. Большая часть доходов с этого владения шла на строительство Воскресенского собора.

Процветающий в 17 веке монастырь представлял собой не только теологический, но и культурный центр. Здесь существовала библиотека, собранная по инициативе Никона. Её основу составили личные книги патриарха, переданные им монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов. В библиотеке монастыря находились среди прочего: Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (12 век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (16 век), хронографы, родословные книги, небольшое количество иностранных изданий практического назначения, печатные книги для каждодневного богослужения и чтения. Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. Во второй половине 17 века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции польско-украинского духовного песнопения.

Однако к концу 17 века положение монастыря изменилось. Церковный Собор определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Единая вотчина была разделена, а Иверскому и Крестовому монастырям возвращены их земли. Средств на продолжение строительства монастырь больше не имел.

Строительство возобновилось в правление Фёдора Алексеевича, ученика Никона. Царь принимал активное участие в управлении и благоустройстве обители. В 1678 году Новому Иерусалиму были возвращены все прежние приписные монастыри и дарованы новые. Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в монастырь, однако, тяжело больной Никон скончался на пути в обитель, ставшую делом всей его жизни. Его похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.

В последующие годы самодержавные правители (Софья Алексеевна, Петр I) поддерживали монастырь, однако на его содержание выделялись ограниченные средства. Статус монастыря укрепился при Елизавете Петровне, взявшей его под покровительство. Однако существенные повреждения принесли монастырским постройкам пожары 1762 и 1792 гг. Но и тут не обошлось без мощной поддержки. Средства на восстановление выделила Екатерина II.

В конце 18 века Воскресенский собор претерпел ряд повреждений (обрушился шатер ротонды, растрескались стены), однако в результате восстановительных работ 1750-х годов собор приобрёл тот вид, в котором просуществовал до декабря 1941 года. При ремонтных работах, проводившихся в 19 веке, существенных изменений в его облик внесено не было. С 1942 года после обследования руин собора на долгие годы растянулась подготовка проектов реставрационных работ, к которым смогли приступить лишь к 1970 году. К концу 2016 года реставрационные работы в монастыре были закончены. Реставрация монастыря, который представляет собой единственную успешную попытку воссоздания образа Святой Земли, обошлась в 10 млрд рублей, из которых почти 1 млрд 300 млн составили народные пожертвования. Статус же ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря был возобновлен гораздо раньше, в 1994 году.

В завершении исторической справки озвучу личные впечатления по итогу посещения монастыря. Побывав в Храме Гроба Господнего в Иерусалиме, могу сказать, что в целом задумка воплощения аналогии на российской земле удалась, однако ее реализация кардинально отличается от оригинального места, которому присущи аскеза и простота в каждом сантиметре внешнего и внутреннего пространства. Новоиерусалимский же монастырь в большей степени отражает исконно русские архитектурные традиции, отличающиеся помпезностью, широтой и многообразием элементов.

В 19-20 вв монастырь являлся крупным центром русского паломничества. За оградой монастыря каменные сооружения сменили деревянные гостиницы для состоятельных паломников и странноприимный дом - для неимущих. На походе к территории монастыря можно увидеть несколько сохранившихся гостиниц для паломников.
В 19-20 вв монастырь являлся крупным центром русского паломничества. За оградой монастыря каменные сооружения сменили деревянные гостиницы для состоятельных паломников и странноприимный дом - для неимущих. На походе к территории монастыря можно увидеть несколько сохранившихся гостиниц для паломников.
Формирование комплекса монастырских стен и возведение каменной ограды вместо деревянной было завершено в 1690-1697 годах. Общая протяжённость монастырских стен, построенных с соблюдением требований крепостного зодчества, составляет около километра, высота - девять метров, толщина - до трёх метров. Зодчим удалось достичь стилевого единства сооружений крепостной стены с другими зданиями и создать единый архитектурный ансамбль.
Формирование комплекса монастырских стен и возведение каменной ограды вместо деревянной было завершено в 1690-1697 годах. Общая протяжённость монастырских стен, построенных с соблюдением требований крепостного зодчества, составляет около километра, высота - девять метров, толщина - до трёх метров. Зодчим удалось достичь стилевого единства сооружений крепостной стены с другими зданиями и создать единый архитектурный ансамбль.
На изломах стены поставлены семь башен, восьмая (Елизаветинская) размещена над западными воротами. В 18 веке крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская.
На изломах стены поставлены семь башен, восьмая (Елизаветинская) размещена над западными воротами. В 18 веке крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская.
Над восточными (Святыми) воротами построена надвратная Входоиерусалимская церковь.
Над восточными (Святыми) воротами построена надвратная Входоиерусалимская церковь.
Фотографировать внутри церкви запрещено, но спросив разрешения у прислужницы, получила утвердительный ответ. Теперь могу показать, как выглядит огромный иконостас храма, не поместившийся в единый кадр.
Фотографировать внутри церкви запрещено, но спросив разрешения у прислужницы, получила утвердительный ответ. Теперь могу показать, как выглядит огромный иконостас храма, не поместившийся в единый кадр.
Верхняя часть иконостаса Входоиерусалимской надвратной церкви
Верхняя часть иконостаса Входоиерусалимской надвратной церкви
Вид на территорию монастыря с верхних стен
Вид на территорию монастыря с верхних стен
Верхняя часть стен - боевой ход, снабжённый двумя рядами бойниц: для дальнего боя и машикулями, позволяющими вести оборону основания крепости.
Верхняя часть стен - боевой ход, снабжённый двумя рядами бойниц: для дальнего боя и машикулями, позволяющими вести оборону основания крепости.
Чтобы обозреть территорию монастыря сверху, прошлись по проходам в верхних частях стен. Доступ к ним возможен по полукругу с востока, запада и юга.
Чтобы обозреть территорию монастыря сверху, прошлись по проходам в верхних частях стен. Доступ к ним возможен по полукругу с востока, запада и юга.
Справа от основного входа на территорию монастыря расположены Царские палаты.
Справа от основного входа на территорию монастыря расположены Царские палаты.
В центре территории монастыря Воскресенский собор, который возводился по замыслу патриарха Никона по образу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам иерусалимской святыни. Как и его прототип собор состоит из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию.
В центре территории монастыря Воскресенский собор, который возводился по замыслу патриарха Никона по образу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам иерусалимской святыни. Как и его прототип собор состоит из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию.
В конце 17 века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма. Большое символическое значение имеет керамический фриз, получивший в литературе названия «репьи», «павлиний хвост», «павлинье око». Последние два наименования наиболее удачно передают характер рисунка, напоминающего цветок граната - символ мученической смерти или глаз на пере павлина – символ Воскресения Христова.
В конце 17 века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма. Большое символическое значение имеет керамический фриз, получивший в литературе названия «репьи», «павлиний хвост», «павлинье око». Последние два наименования наиболее удачно передают характер рисунка, напоминающего цветок граната - символ мученической смерти или глаз на пере павлина – символ Воскресения Христова.
Собор, украшенный яркими поливными изразцами, буквально опоясан и изразцовыми лентами. На белоснежном фоне стен выделяются золотые купола разной формы. Центр венчает огромный конус-шатер с ярусами из «окошек» и золотой рубчатой маковкой.
Собор, украшенный яркими поливными изразцами, буквально опоясан и изразцовыми лентами. На белоснежном фоне стен выделяются золотые купола разной формы. Центр венчает огромный конус-шатер с ярусами из «окошек» и золотой рубчатой маковкой.
С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале), соединяющаяся с собором ходом из заалтарной части. Храм символизирует место обретения Креста Господня.
Строительство церкви началось ещё при Никоне, в 1658 году. В конце 17 века это было прямоугольное здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, венчала ее одна глава, украшенная изразцами. В середине 18 века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров для отведения воды.
С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале), соединяющаяся с собором ходом из заалтарной части. Храм символизирует место обретения Креста Господня. Строительство церкви началось ещё при Никоне, в 1658 году. В конце 17 века это было прямоугольное здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, венчала ее одна глава, украшенная изразцами. В середине 18 века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров для отведения воды.
Внутри Воскресенского собора и на его территории по обеим сторонам церкви Константина и Елены расположен некрополь. В ходе исследований 1999-2003 гг выявлено 100 целых или сохранившихся крупных частей надгробных памятников.
На начальном этапе строительства собора отчасти было скопировано расположение важнейших захоронений иерусалимского собора. В храме Гроба Господня в приделе Иоанна Предтечи (Адамовом) находились легендарные захоронения Адама и первого ветхозаветного священника Мелхиседека. Символично, что Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребён Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан жизненный путь Никона. В 1680-х годах в приделе установлена плита, сообщающая, что в храме Гроба Господня на этом месте погребены Готфрид Бульонский и Балдуин. В первом ярусе колокольни в Иерусалиме расположены гробницы иерусалимских патриархов, в первом ярусе колокольни Воскресенского собора - настоятелей монастыря (архимандритов Герасима, Германа). Из-за разрушения в 1941 году другие могилы утрачены, однако известно, что внутри собора продолжали хоронить и во второй половине 18 века. 
В соборе и около него также находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями и лиц, делавших вклады в монастырь: Нащекиных, Олениных, Самариных, Бестужевых-Рюминых, Сухово-Кобылиных, Загряжских. В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын А. Суворова.
Внутри Воскресенского собора и на его территории по обеим сторонам церкви Константина и Елены расположен некрополь. В ходе исследований 1999-2003 гг выявлено 100 целых или сохранившихся крупных частей надгробных памятников. На начальном этапе строительства собора отчасти было скопировано расположение важнейших захоронений иерусалимского собора. В храме Гроба Господня в приделе Иоанна Предтечи (Адамовом) находились легендарные захоронения Адама и первого ветхозаветного священника Мелхиседека. Символично, что Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребён Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан жизненный путь Никона. В 1680-х годах в приделе установлена плита, сообщающая, что в храме Гроба Господня на этом месте погребены Готфрид Бульонский и Балдуин. В первом ярусе колокольни в Иерусалиме расположены гробницы иерусалимских патриархов, в первом ярусе колокольни Воскресенского собора - настоятелей монастыря (архимандритов Герасима, Германа). Из-за разрушения в 1941 году другие могилы утрачены, однако известно, что внутри собора продолжали хоронить и во второй половине 18 века. В соборе и около него также находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями и лиц, делавших вклады в монастырь: Нащекиных, Олениных, Самариных, Бестужевых-Рюминых, Сухово-Кобылиных, Загряжских. В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын А. Суворова.
Этот памятник расположен на могиле Анны Сергеевны Цуриковой, жены Павла Григорьевича Цурикова, дворянина и купца 1-ой гильдии, жертвовавшего не малые суммы на нужды монастыря. Икона Божьей матери выполнена по рисунку В.М. Васнецова в уникальной технике «прямой мозаики».
По местным поверьям на могиле Анны Сергеевны происходят чудесные исцеления. Сама икона является «местной» чудотворной. Удивительным можно назвать уже тот факт, что памятник пережил эпоху Советов, когда монастырь с 1921 года имел статус краеведческого музея, и сохранился в период немецкой оккупации, когда многие памятники вывозили в Германию.
Этот памятник расположен на могиле Анны Сергеевны Цуриковой, жены Павла Григорьевича Цурикова, дворянина и купца 1-ой гильдии, жертвовавшего не малые суммы на нужды монастыря. Икона Божьей матери выполнена по рисунку В.М. Васнецова в уникальной технике «прямой мозаики». По местным поверьям на могиле Анны Сергеевны происходят чудесные исцеления. Сама икона является «местной» чудотворной. Удивительным можно назвать уже тот факт, что памятник пережил эпоху Советов, когда монастырь с 1921 года имел статус краеведческого музея, и сохранился в период немецкой оккупации, когда многие памятники вывозили в Германию.
Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине 17 века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов.
Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине 17 века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов.
Трапезная церковь Рождества Христова в западной части обители – храм, построенный в конце 17 века.
Трапезная церковь Рождества Христова в западной части обители – храм, построенный в конце 17 века.
В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан: Голгофа – скала, на которой был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место), Кувуклия – часовня с Гробом Господним (место погребения Христа) и Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.
В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан: Голгофа – скала, на которой был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место), Кувуклия – часовня с Гробом Господним (место погребения Христа) и Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.
Фотографировать внутри собора запрещено, поделюсь лишь теми малочисленными фотографиями, которые удались.
Фотографировать внутри собора запрещено, поделюсь лишь теми малочисленными фотографиями, которые удались.
Голгофа расположена в юго-восточной части храма, на втором ярусе, к которому ведет лестница. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем.
Голгофа расположена в юго-восточной части храма, на втором ярусе, к которому ведет лестница. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем.
Под ней - придел Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Под ней - придел Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Лестница, ведущая в церковь Константина и Елены
Лестница, ведущая в церковь Константина и Елены
Интерьер церкви Константина и Елены в середине 18 века был переделан в стиле барокко.
Интерьер церкви Константина и Елены в середине 18 века был переделан в стиле барокко.
Так выглядит иконостас Церкви Константина и Елены сейчас.
Так выглядит иконостас Церкви Константина и Елены сейчас.
Недалеко от входа в храм, в северо-восточной его части, находится Камень повития (миропомазания), на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, на котором его умащивали миром и готовили к погребению.
Недалеко от входа в храм, в северо-восточной его части, находится Камень повития (миропомазания), на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, на котором его умащивали миром и готовили к погребению.
В этой части храма также расположены приделы: Воздвижения Животворящего Креста Господня, Разделения риз, Тернового венца, преподобной Марии Египетской и равноапостольной Марии Магдалины, алтаря и заалтарных церквей.
В этой части храма также расположены приделы: Воздвижения Животворящего Креста Господня, Разделения риз, Тернового венца, преподобной Марии Египетской и равноапостольной Марии Магдалины, алтаря и заалтарных церквей.
Пять керамических иконостасов были выполнены еще при патриархе Никоне: два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы (они были освящены Никоном) и три заалтарных придела.
Пять керамических иконостасов были выполнены еще при патриархе Никоне: два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы (они были освящены Никоном) и три заалтарных придела.
Праздничный вид собору придают изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи.
Праздничный вид собору придают изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи.
С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена Кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.
С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена Кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.
Кувуклия
Кувуклия
Кувуклия
Кувуклия
Кувуклия
Кувуклия
Рождественский вертеп
Рождественский вертеп
Внешняя сторона монастырских стен с западной стороны
Внешняя сторона монастырских стен с западной стороны
Надвратная Елизаветинская башня, символизирующая вход в Гефсиманский сад. На территории «Гефсиманского сада» расположены: Скит Патриарха Никона, источник «Силоамская купель», Музей деревянного зодчества с часовней, избой Кокориных, мельницей, выставочным корпусом и Чайным залом.
Надвратная Елизаветинская башня, символизирующая вход в Гефсиманский сад. На территории «Гефсиманского сада» расположены: Скит Патриарха Никона, источник «Силоамская купель», Музей деревянного зодчества с часовней, избой Кокориных, мельницей, выставочным корпусом и Чайным залом.
Монастырь открыт для посетителей ежедневно с 9:00 до 18:00 часов. Вход на территорию бесплатный. 
В монастыре имеется экскурсионное бюро, экскурсию можно заказать заранее по телефонам: +7 (49831) 4-68-38; +7 (910) 461-18-57.
Монастырь открыт для посетителей ежедневно с 9:00 до 18:00 часов. Вход на территорию бесплатный. В монастыре имеется экскурсионное бюро, экскурсию можно заказать заранее по телефонам: +7 (49831) 4-68-38; +7 (910) 461-18-57.
Комментарии к альбому