Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
В Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, расположенном в городе Истра Московской области, довелось побывать во время очередных новогодних каникул, проведенных в столице.
История становления монастыря уходит в 17 век. По замыслу патриарха Никона монастырь должен был воссоздать недалеко от столицы Российского государства комплекс святых мест Иерусалима. В ходе подготовки в 1656 году к грандиозному строительству обители лес на берегу реки Истры был вырублен, а холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён.
Ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере — холм Фавор.
На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины 19 века назывался «отходной пустынью»), в котором размещались две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла. Здесь же был основан и небольшой женский монастырь Вифания, названный в честь города, упомянутого в Новом Завете.
При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. На ее освещении в 1657 году присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, взглянув на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом. Это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне.
Главной постройкой монастыря является Воскресенский собор, заложенный в 1658 году. Патриарх Никон находился в Новом Иерусалиме до конца 1666 года, руководя строительством собора. В его личное управление были переданы три основанные им монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный. Из документов того периода следует, что монастыри были объединены в одну вотчину, в которую входили рыбные ловли на Кольском полуострове, солеварни в Усолье Камском и Старой Руссе, земли в центральных и северных уездах и два московских подворья. Большая часть доходов с этого владения шла на строительство Воскресенского собора.
Процветающий в 17 веке монастырь представлял собой не только теологический, но и культурный центр. Здесь существовала библиотека, собранная по инициативе Никона. Её основу составили личные книги патриарха, переданные им монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов. В библиотеке монастыря находились среди прочего: Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (12 век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (16 век), хронографы, родословные книги, небольшое количество иностранных изданий практического назначения, печатные книги для каждодневного богослужения и чтения. Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. Во второй половине 17 века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции польско-украинского духовного песнопения.
Однако к концу 17 века положение монастыря изменилось. Церковный Собор определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Единая вотчина была разделена, а Иверскому и Крестовому монастырям возвращены их земли. Средств на продолжение строительства монастырь больше не имел.
Строительство возобновилось в правление Фёдора Алексеевича, ученика Никона. Царь принимал активное участие в управлении и благоустройстве обители. В 1678 году Новому Иерусалиму были возвращены все прежние приписные монастыри и дарованы новые. Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в монастырь, однако, тяжело больной Никон скончался на пути в обитель, ставшую делом всей его жизни. Его похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
В последующие годы самодержавные правители (Софья Алексеевна, Петр I) поддерживали монастырь, однако на его содержание выделялись ограниченные средства. Статус монастыря укрепился при Елизавете Петровне, взявшей его под покровительство. Однако существенные повреждения принесли монастырским постройкам пожары 1762 и 1792 гг. Но и тут не обошлось без мощной поддержки. Средства на восстановление выделила Екатерина II.
В конце 18 века Воскресенский собор претерпел ряд повреждений (обрушился шатер ротонды, растрескались стены), однако в результате восстановительных работ 1750-х годов собор приобрёл тот вид, в котором просуществовал до декабря 1941 года. При ремонтных работах, проводившихся в 19 веке, существенных изменений в его облик внесено не было. С 1942 года после обследования руин собора на долгие годы растянулась подготовка проектов реставрационных работ, к которым смогли приступить лишь к 1970 году. К концу 2016 года реставрационные работы в монастыре были закончены. Реставрация монастыря, который представляет собой единственную успешную попытку воссоздания образа Святой Земли, обошлась в 10 млрд рублей, из которых почти 1 млрд 300 млн составили народные пожертвования. Статус же ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря был возобновлен гораздо раньше, в 1994 году.
В завершении исторической справки озвучу личные впечатления по итогу посещения монастыря. Побывав в Храме Гроба Господнего в Иерусалиме, могу сказать, что в целом задумка воплощения аналогии на российской земле удалась, однако ее реализация кардинально отличается от оригинального места, которому присущи аскеза и простота в каждом сантиметре внешнего и внутреннего пространства. Новоиерусалимский же монастырь в большей степени отражает исконно русские архитектурные традиции, отличающиеся помпезностью, широтой и многообразием элементов.