Турист Марина (Marina2506)
Марина
была сегодня 20:04
Фотоальбом

Москва. Усадебный микс. Коломенское – Царицыно

Москва — Россия Май 2021
SM-A505FM, VOG-L29
72 67

Тёплые майские деньки, готовые передать эстафету приближающемуся лету, как нельзя лучше подходят для поездок, прогулок и встреч с друзьями. Туристеры тоже знают, когда намечать весеннюю встречу под яблоней:)

В этот раз обстоятельства сложились наилучшим образом и в нужный день скоростная «Ласточка» мчала меня из Смоленска по направлению к столице.

Подробностями очередной туристеровской встречи в Коломенском поделился Олег, но для меня поездка в Москву посиделками под яблоней не ограничилась, ознаменовавшись ещё и знакомством с некоторыми столичными усадьбами.

В данном альбоме предлагаю вашему вниманию фотоотчет прогулок по усадьбам Коломенское и Царицыно.

К сожалению, к концу мая яблони в садах Коломенского уже отцвели, зато сирень буйствовала. Чем мы и воспользовались, устроив фотосессию.
К сожалению, к концу мая яблони в садах Коломенского уже отцвели, зато сирень буйствовала. Чем мы и воспользовались, устроив фотосессию.
Коломенская сирень
Коломенская сирень
Коломенская сирень
Коломенская сирень
Церковь Казанской иконы Божией Матери построена в 1651-1671 годах на новом Государевом дворе в Коломенском. Вначале здесь был заложен деревянный храм в честь иконы Богоматери Казанской, покровительницы русского воинства, в память об изгнании в 1612 году польско-литовских интервентов из Москвы. В XVII веке это была домовая церковь деревянного царского дворца, с которой дворец соединялся посредством крытого перехода на уровне второго этажа.
Церковь Казанской иконы Божией Матери построена в 1651-1671 годах на новом Государевом дворе в Коломенском. Вначале здесь был заложен деревянный храм в честь иконы Богоматери Казанской, покровительницы русского воинства, в память об изгнании в 1612 году польско-литовских интервентов из Москвы. В XVII веке это была домовая церковь деревянного царского дворца, с которой дворец соединялся посредством крытого перехода на уровне второго этажа.
Дворцовые (Передние) ворота, построенные в 1672-1673 гг., служили парадным въездом в царскую усадьбу в XVII веке. Ворота состоят из четырех ярусов и завершаются Часовой башней, что венчает двуглавый орел. 
Над арками входа размещалась Огранная палата, где в XVII веке находился специальный механизм, приводивший в движение фигуры львов, расположенных внизу у Дворцовых ворот. Львы, приветствуя гостей, вращали глазами, поднимали лапы и издавали рев. 
Над Органной палатой находилась часовая Палата с действующим механизмом. На месте несохранившегося старинного часового механизма восстановили механизм с Сухаревой башни, который действует так, что колокола, размещенные в звоннице башни, отбивают каждую четверть часа, полчаса, час. На воротах установлена памятная доска: «Здесь жил и работал с 1923-1933 гг. основатель музея «Коломенское» архитектор Пётр Дмитриевич Барановский».
Дворцовые (Передние) ворота, построенные в 1672-1673 гг., служили парадным въездом в царскую усадьбу в XVII веке. Ворота состоят из четырех ярусов и завершаются Часовой башней, что венчает двуглавый орел. Над арками входа размещалась Огранная палата, где в XVII веке находился специальный механизм, приводивший в движение фигуры львов, расположенных внизу у Дворцовых ворот. Львы, приветствуя гостей, вращали глазами, поднимали лапы и издавали рев. Над Органной палатой находилась часовая Палата с действующим механизмом. На месте несохранившегося старинного часового механизма восстановили механизм с Сухаревой башни, который действует так, что колокола, размещенные в звоннице башни, отбивают каждую четверть часа, полчаса, час. На воротах установлена памятная доска: «Здесь жил и работал с 1923-1933 гг. основатель музея «Коломенское» архитектор Пётр Дмитриевич Барановский».
Не только сирень, но и пионовидные тюльпаны, поднимающие головки из пышных зарослей хосты, радовали глаз.
Не только сирень, но и пионовидные тюльпаны, поднимающие головки из пышных зарослей хосты, радовали глаз.
Роскошные вид открывается с наружной стороны Передних ворот. Особенно, если выбрать нужный ракурс от оформленной клумбы с тюльпанами.
Роскошные вид открывается с наружной стороны Передних ворот. Особенно, если выбрать нужный ракурс от оформленной клумбы с тюльпанами.
Если посмотреть в другую сторону, невозможно отвести взгляд от белоснежного великолепия древнейшего шатрового храма и колокольни по центру холмистой поляны.
Если посмотреть в другую сторону, невозможно отвести взгляд от белоснежного великолепия древнейшего шатрового храма и колокольни по центру холмистой поляны.
В 1532 году на территории Коломенского (тогда ещё поселения, основанного жителями Коломны, бежавшими от хана Батыя) появилась каменная Вознесенская церковь. Не отличавшаяся масштабными размерами святыня служила русским царям домовым храмом. Здание церкви использовалось также как караульная башня. В моменты приближения врага к городу, из нее подавали условный сигнал. В ночное время – в виде пламени, а днем – столба дыма. Как только появлялся тревожный знак, дозорные дублировали его, зная, знак увидят и на расположенной на территории Кремля колокольне Ивана Великого. Сегодня храм действующий. В нем хранится почитаемая верующими икона Богоматери Державная.
В 1532 году на территории Коломенского (тогда ещё поселения, основанного жителями Коломны, бежавшими от хана Батыя) появилась каменная Вознесенская церковь. Не отличавшаяся масштабными размерами святыня служила русским царям домовым храмом. Здание церкви использовалось также как караульная башня. В моменты приближения врага к городу, из нее подавали условный сигнал. В ночное время – в виде пламени, а днем – столба дыма. Как только появлялся тревожный знак, дозорные дублировали его, зная, знак увидят и на расположенной на территории Кремля колокольне Ивана Великого. Сегодня храм действующий. В нем хранится почитаемая верующими икона Богоматери Державная.
Историки утверждают, что Василий III построил в Коломенском знаменитую шатровую церковь Вознесения не спроста. Скорее всего, её заложили для моления о чадородии.
Историки утверждают, что Василий III построил в Коломенском знаменитую шатровую церковь Вознесения не спроста. Скорее всего, её заложили для моления о чадородии.
По соседству с церковью расположена Георгиевская колокольня, относящаяся к более позднему периоду. Колокольня церкви великомученика Георгия Победоносца предположительно построена в первой половине XVI века, являясь первоначально звонницей церкви Вознесения Господня. Представляет собой круглую двухъярусную башню, стены которой обработаны ложными арками, пилястрами и кокошниками. В XVII веке колокольня была перестроена в церковь святого Георгия: к ней пристроили кирпичную одноэтажную трапезную, а ее нижний ярус использовался как алтарное помещение новой церкви. В 1841 году архитектор Е. Д. Тюрин заменил деревянную трапезную храма каменной. В конце 1920-х годов П. Д. Барановский возвратил колокольне первоначальный вид.
По соседству с церковью расположена Георгиевская колокольня, относящаяся к более позднему периоду. Колокольня церкви великомученика Георгия Победоносца предположительно построена в первой половине XVI века, являясь первоначально звонницей церкви Вознесения Господня. Представляет собой круглую двухъярусную башню, стены которой обработаны ложными арками, пилястрами и кокошниками. В XVII веке колокольня была перестроена в церковь святого Георгия: к ней пристроили кирпичную одноэтажную трапезную, а ее нижний ярус использовался как алтарное помещение новой церкви. В 1841 году архитектор Е. Д. Тюрин заменил деревянную трапезную храма каменной. В конце 1920-х годов П. Д. Барановский возвратил колокольне первоначальный вид.
Ещё один взгляд на церковь и колокольню и двигаемся дальше.
Ещё один взгляд на церковь и колокольню и двигаемся дальше.
Дворцовый павильон, построенный в 1825 году архитектором Е. Д. Тюриным, является единственной уцелевшей постройкой Александровского дворца. В павильоне размещаются фондовые выставки музея, выставки современной живописи, скульптуры и прикладного искусства.
Дворцовый павильон, построенный в 1825 году архитектором Е. Д. Тюриным, является единственной уцелевшей постройкой Александровского дворца. В павильоне размещаются фондовые выставки музея, выставки современной живописи, скульптуры и прикладного искусства.
Лёвы у Дворцового павильона.
Лёвы у Дворцового павильона.
А это уже тигр, свободно разгуливающий по парку:)
А это уже тигр, свободно разгуливающий по парку:)
Совместное туристеровское фото незабываемой встречи под коломенской яблоней. Было очень весело и душевно!!!
Совместное туристеровское фото незабываемой встречи под коломенской яблоней. Было очень весело и душевно!!!
С Машами:) (Маша Пенина и Марсада)
С Машами:) (Маша Пенина и Марсада)
С Машей Пениной
С Машей Пениной
Сгущающиеся сумерки не стали помехой для дальнейшей прогулки. Вид на церковь Вознесения от спуска к Москва-реке.
Сгущающиеся сумерки не стали помехой для дальнейшей прогулки. Вид на церковь Вознесения от спуска к Москва-реке.
Набережная Москва-реки.
Набережная Москва-реки.
Набережная Москва-реки.
Набережная Москва-реки.
Набережная Москва-реки.
Набережная Москва-реки.
Преодолев крутую горку, мы оказались подле Дворца царя Алексея Михайловича.

Фото: Маша Пенина
Преодолев крутую горку, мы оказались подле Дворца царя Алексея Михайловича. Фото: Маша Пенина
Фото: Nomad
Фото: Nomad
Царский Дворец появился на территории усадьбы в XVII веке. В нём около 270 помещений различного назначения, а количество окон достигает трех тысяч.
Царский Дворец появился на территории усадьбы в XVII веке. В нём около 270 помещений различного назначения, а количество окон достигает трех тысяч.
Строительные работы по возведению дворца вели лучшие мастера-плотники своего времени. По окончании строительства новое роскошное здание освятил патриарх Питирим. Собственно, то, как выглядит Дворец сейчас, результат реставрационных работ 2010 года.
Строительные работы по возведению дворца вели лучшие мастера-плотники своего времени. По окончании строительства новое роскошное здание освятил патриарх Питирим. Собственно, то, как выглядит Дворец сейчас, результат реставрационных работ 2010 года.
Постройки находятся в окружении садовых деревьев, чьи цветущие ветви придают дополнительного очарования.
Постройки находятся в окружении садовых деревьев, чьи цветущие ветви придают дополнительного очарования.
Царь Алексей Михайлович любил Коломенское и постоянно его реконструировал. Здесь он проводил досуг, занимался соколиной охотой, устраивал официальные приемы.
Царь Алексей Михайлович любил Коломенское и постоянно его реконструировал. Здесь он проводил досуг, занимался соколиной охотой, устраивал официальные приемы.
Дворцовый комплекс органично дополняют палаты, хозяйственные дворы, караульни и Казанский храм.
Дворцовый комплекс органично дополняют палаты, хозяйственные дворы, караульни и Казанский храм.
Фасады с резными наличниками делают Дворец нарядным, отчего его часто называют «Дворец-сказка».
Фасады с резными наличниками делают Дворец нарядным, отчего его часто называют «Дворец-сказка».
Небольшой рывок на метро, и мы уже в Царицыно.
Небольшой рывок на метро, и мы уже в Царицыно.
У входа на территорию усадьбы.
У входа на территорию усадьбы.
Группа фонтанов весьма феерична. Достойное импортозамещение дубайских поющих фонтанов:)
Фото: Маша Пенина
Группа фонтанов весьма феерична. Достойное импортозамещение дубайских поющих фонтанов:) Фото: Маша Пенина
Фонтаны меняли очертания и цвет, подгоняемые шустрой яркой подсветкой, а я никак не могла остановиться и все фотографировала. Правда, более удачные фото фонтанов получились у Маши.

Фото: Маша Пенина
Фонтаны меняли очертания и цвет, подгоняемые шустрой яркой подсветкой, а я никак не могла остановиться и все фотографировала. Правда, более удачные фото фонтанов получились у Маши. Фото: Маша Пенина

Фото: Маша Пенина
Фото: Маша Пенина

Фото: Маша Пенина
Фото: Маша Пенина

Фото: Маша Пенина
Фото: Маша Пенина
Фигурный мост – одно из немногих сохранившихся ранних сооружений царицынского ансамбля.
Через мост проходит главная аллея, ведущая ко дворцу. В XVIII века мост служил вторым парадным въездом на территорию усадьбы. За счет высоких башен со стрельчатыми проемами архитектор Василий Баженов придал мосту облик крепости. Он называл мост «Фигурным» из-за затейливого декора, в котором переплетаются характерные для всех царицынских построек красный кирпич и белый камень, резные карнизы, ромбовидные накладки, колонны и пирамиды.
Фигурный мост – одно из немногих сохранившихся ранних сооружений царицынского ансамбля. Через мост проходит главная аллея, ведущая ко дворцу. В XVIII века мост служил вторым парадным въездом на территорию усадьбы. За счет высоких башен со стрельчатыми проемами архитектор Василий Баженов придал мосту облик крепости. Он называл мост «Фигурным» из-за затейливого декора, в котором переплетаются характерные для всех царицынских построек красный кирпич и белый камень, резные карнизы, ромбовидные накладки, колонны и пирамиды.
Мост, расположенный на крутом склоне холма, призван скрывать от гостей резиденции дворцовую панораму. 
Фото: Маша Пенина
Мост, расположенный на крутом склоне холма, призван скрывать от гостей резиденции дворцовую панораму. Фото: Маша Пенина
Но стоит пройти под мостом и сразу открываются все постройки.
Но стоит пройти под мостом и сразу открываются все постройки.
Было темно, но тем эффектнее выглядели в вечерней подсветке дворцовые постройки.
Было темно, но тем эффектнее выглядели в вечерней подсветке дворцовые постройки.
Изначально ансамбль строился как загородная резиденция императрицы Екатерины II по проекту архитектора Василия Баженова. Однако в 1786 году Баженов попал в опалу и был отстранен от дел. Работу продолжил его ученик Матвей Казаков.
Изначально ансамбль строился как загородная резиденция императрицы Екатерины II по проекту архитектора Василия Баженова. Однако в 1786 году Баженов попал в опалу и был отстранен от дел. Работу продолжил его ученик Матвей Казаков.
Бронзовый макет усадьбы.
Бронзовый макет усадьбы.
По желанию императрицы дворцовые постройки должны были быть «в мавританском вкусе» или «во вкусе готики».
По желанию императрицы дворцовые постройки должны были быть «в мавританском вкусе» или «во вкусе готики».
Однако, в Царицынском ансамбле не стоит искать готической архитектуры. Её там нет. Выражение «во вкусе готики» для России XVIII века в принципе означало «нечто за рамками принятых архитектурных норм». Что Баженов и делает. Его «готика» (в переписке с Екатериной он осторожно называет ее «нежной готикой») – это талантливый сплав древнерусского зодчества и московского барокко.
Однако, в Царицынском ансамбле не стоит искать готической архитектуры. Её там нет. Выражение «во вкусе готики» для России XVIII века в принципе означало «нечто за рамками принятых архитектурных норм». Что Баженов и делает. Его «готика» (в переписке с Екатериной он осторожно называет ее «нежной готикой») – это талантливый сплав древнерусского зодчества и московского барокко.
Для всех построек использован красный кирпич. Для выразительного и многогранного декора – белый камень. Крыши построек покрыты желтой черепицей, впоследствии их заменили металлической кровлей.
Для всех построек использован красный кирпич. Для выразительного и многогранного декора – белый камень. Крыши построек покрыты желтой черепицей, впоследствии их заменили металлической кровлей.
Россыпь усадебных сооружений находится внутри треугольного периметра, при этом здания размещены на некотором удалении друг от друга. Свободная расстановка зданий естественным образом вписывается в ландшафт старинного парка.
Россыпь усадебных сооружений находится внутри треугольного периметра, при этом здания размещены на некотором удалении друг от друга. Свободная расстановка зданий естественным образом вписывается в ландшафт старинного парка.
Первое, что бросается в глаза, – Большой дворец, заложенный Баженовым и перестроенный его учеником Матвеем Казаковым.
Первое, что бросается в глаза, – Большой дворец, заложенный Баженовым и перестроенный его учеником Матвеем Казаковым.
Грандиозный дворец отличает высокая центральная галерея, символизирующая величие и мощь императрицы Екатерины II. По сравнению с баженовским творением в новом дворце больше готических деталей в виде остроконечных башен, арок и стрельчатых окон. Таково изначальное пожелание Екатерины.
Грандиозный дворец отличает высокая центральная галерея, символизирующая величие и мощь императрицы Екатерины II. По сравнению с баженовским творением в новом дворце больше готических деталей в виде остроконечных башен, арок и стрельчатых окон. Таково изначальное пожелание Екатерины.
Кухня императрицы Екатерины, официально именуемая «Кухонным корпусом», но среди прислуги его называли «Хлебный дом».
Кухня императрицы Екатерины, официально именуемая «Кухонным корпусом», но среди прислуги его называли «Хлебный дом».
 Василий Баженов придумал замаскировать хозяйственный блок под средневековый замок, чтобы здание не выбивалось из общего стиля.
Василий Баженов придумал замаскировать хозяйственный блок под средневековый замок, чтобы здание не выбивалось из общего стиля.
Второй Кавалерский корпус – небольшой одноэтажный павильон восьмигранной формы, построенный В. Баженовым. В своих чертежах архитектор называл Первый и Второй кавалерский корпуса «малыми домиками». В экспликации к Генеральному плану один обозначен как «Дом для официантов». Второй – «Дом неясной» (то есть без определенных функций). Сейчас здесь размещена художественная экспозиция.
Второй Кавалерский корпус – небольшой одноэтажный павильон восьмигранной формы, построенный В. Баженовым. В своих чертежах архитектор называл Первый и Второй кавалерский корпуса «малыми домиками». В экспликации к Генеральному плану один обозначен как «Дом для официантов». Второй – «Дом неясной» (то есть без определенных функций). Сейчас здесь размещена художественная экспозиция.
Малый дворец (Полуциркульный дворец) — наименьшая из всех дворцовых построек работы придворного архитектора Василия Баженова. В своих письмах и чертежах он также называет здание «четвертый домик» и «маленький корпус». Вместе с Большим и Средним дворцами предназначен лично для Екатерины II: внутри всего шесть небольших помещений. В том числе — овальный зал и будуар.
Малый дворец (Полуциркульный дворец) — наименьшая из всех дворцовых построек работы придворного архитектора Василия Баженова. В своих письмах и чертежах он также называет здание «четвертый домик» и «маленький корпус». Вместе с Большим и Средним дворцами предназначен лично для Екатерины II: внутри всего шесть небольших помещений. В том числе — овальный зал и будуар.
Оперный дом (Средний дворец) – одно из интересных и сложно декорированных сооружений усадьбы. Наряду с Большим и Малым дворцами Средний дворец предназначался непосредственно для Екатерины II. Дворец использовался для небольших официальных приемов и церемоний, домашних спектаклей и придворных увеселений. Об этом свидетельствуют сохранившиеся планы дворца – основную его часть занимает огромный зал со сводчатым потолком и великолепной акустикой. Ко дворцу примыкают два аванзала поменьше и анфилада служебных комнат.
Оперный дом (Средний дворец) – одно из интересных и сложно декорированных сооружений усадьбы. Наряду с Большим и Малым дворцами Средний дворец предназначался непосредственно для Екатерины II. Дворец использовался для небольших официальных приемов и церемоний, домашних спектаклей и придворных увеселений. Об этом свидетельствуют сохранившиеся планы дворца – основную его часть занимает огромный зал со сводчатым потолком и великолепной акустикой. Ко дворцу примыкают два аванзала поменьше и анфилада служебных комнат.
Фигурные (Виноградные) ворота – одно из первых сооружений царицынского ансамбля.  Ворота обозначают условную границу между дворцовой и парковой частью усадьбы. «Фигурными» их назвал сам Баженов благодаря затейливым формам и декору.
Фигурные (Виноградные) ворота – одно из первых сооружений царицынского ансамбля. Ворота обозначают условную границу между дворцовой и парковой частью усадьбы. «Фигурными» их назвал сам Баженов благодаря затейливым формам и декору.
Второе название – «Виноградные» появилось в середине ХХ века из-за похожего на виноградную гроздь белокаменного декора в проеме арки.
Второе название – «Виноградные» появилось в середине ХХ века из-за похожего на виноградную гроздь белокаменного декора в проеме арки.
Элементы декора Фигурного моста
Элементы декора Фигурного моста
На Фигурном мосту
На Фигурном мосту
Комментарии к альбому