Турист Марина (Marina2506)
Марина
была сегодня 17:24
Фотоальбом

Музей деревянного зодчества

SM-A505FM
32 53

На высоком берегу реки Каменки в середине прошлого столетия организовали Музей деревянного зодчества, воссоздающий традиционную деревню средней полосы России XVII–XIX веков. Идея создания объекта принадлежит реставратору Валерию Анисимову, автору монографии «Народное зодчество Владимирского края».

Музей находится на месте основанного в XI Дмитриевского Печерского монастыря, уничтоженного советской властью в 1930-х годах. В ходе архитектурных раскопок, проводимых при установке строений и прокладке коммуникации, на территории найдено множество предметов различных исторических периодов, в том числе домонгольского.

В чём уникальность музея? В том, что здесь представляется возможность совершить путешествие во времени и посетить дом зажиточного крестьянина, дом селянина-середняка, хозяйственные постройки, исследовать, как устроена ветряная мельница и заглянуть в церкви, возведенные без единого гвоздя.

Экспонаты для исторического комплекса под открытым небом собирались по всей Владимирской области. 18 памятников деревянного зодчества XVIII—XIX вв., построенные русскими мастерами-плотниками практически одним топором, занимают площадь 3,5 га. Учитывая, что «экспонаты» музея — оригинальные постройки, перенесенные из соседних деревень, достигается максимальный эффект принадлежности к соответствующей эпохе.

Благодаря кропотливым реставрационным работам мастерам удалось спасти от разрушения деревянные строения, что могли сгореть в пожарах или обветшать в неравной борьбе со временем, и создать то место, где история реально оживает.

Время работы музея: с 09:00 до 17:00

Санитарный день: третий вторник месяца

Вход в музей прекращается за 1 час до закрытия

Объект участвует в программе «Пушкинская карта»

Единый билет: для граждан РФ и иностранных граждан, имеющих гражданство ЕАЭС — 450 р. Для иностранных граждан, не имеющих гражданство РФ или гражданство ЕАЭС — 600 р.

Единый комплект билетов (Музей деревянного зодчества, МК «Кремль», МК «Спасо-Евфимиев монастырь» (без посещения звонницы), церковь Бориса и Глеба): для граждан РФ и иностранных граждан, имеющих гражданство ЕАЭС — 1000 р. Для иностранных граждан, не имеющих гражданство РФ или гражданство ЕАЭС — 1500 р.

По ссылке можно посмотреть дни бесплатного посещения.

Заказ экскурсионного сопровождения по телефону: 8 800 100-45-45


Первое строение, что встречается на пути после выхода из помещения кассы, –  Преображенская церковь (1756 г.) из села Козлятьево Кольчугинского района. Церковь представляет собой яркий образец многоярусного храма, стоящего на высоком подклете.
Первое строение, что встречается на пути после выхода из помещения кассы, – Преображенская церковь (1756 г.) из села Козлятьево Кольчугинского района. Церковь представляет собой яркий образец многоярусного храма, стоящего на высоком подклете.
Основу его составляет четверик, на который поставлены один за другим три восьмерика, постепенно уменьшающиеся кверху. К основному объему примыкают алтарная апсида (с восточной стороны), приделы (с северной и южной) и трапезная, окруженная открытой галереей на массивных бревнах-консолях севера приделы (с западной стороны).
Основу его составляет четверик, на который поставлены один за другим три восьмерика, постепенно уменьшающиеся кверху. К основному объему примыкают алтарная апсида (с восточной стороны), приделы (с северной и южной) и трапезная, окруженная открытой галереей на массивных бревнах-консолях севера приделы (с западной стороны).
Луковичные главки на барабанах и бочечные покрытия крыты нарядным осиновым лемехом. Осина издревле пользовалась большим успехом у столяров и плотников, так как это дерево практически не поддается червоточине, не разбухает от дождя, а с годами, наоборот, приобретает красивый серебристый оттенок. Общая высота церкви 21 м 25 см. Жаль, что войти в храм нельзя.
Луковичные главки на барабанах и бочечные покрытия крыты нарядным осиновым лемехом. Осина издревле пользовалась большим успехом у столяров и плотников, так как это дерево практически не поддается червоточине, не разбухает от дождя, а с годами, наоборот, приобретает красивый серебристый оттенок. Общая высота церкви 21 м 25 см. Жаль, что войти в храм нельзя.
Напротив Преображенской церкви расположена Воскресенская церковь (1776 г.), привезенная из села Патакино Камешковского района.
Напротив Преображенской церкви расположена Воскресенская церковь (1776 г.), привезенная из села Патакино Камешковского района.
Церковь ярусная «клетского» типа, построеная «кораблем», то есть все ее части (алтарь, основной объем, колокольня, западное крыльцо) вытянуты по единой оси. Основная часть храма – «восьмерик на четверике» с невысокой восьмигранной крышей. К ней с запада примыкает трапезная и шатровая колокольня, сруб которой расширен у яруса звона.
Церковь ярусная «клетского» типа, построеная «кораблем», то есть все ее части (алтарь, основной объем, колокольня, западное крыльцо) вытянуты по единой оси. Основная часть храма – «восьмерик на четверике» с невысокой восьмигранной крышей. К ней с запада примыкает трапезная и шатровая колокольня, сруб которой расширен у яруса звона.
Деревянные храмы внутри, как правило, отличались лаконичностью и относительной простотой убранства, что главным образом было сосредоточено на иконостасе, где ряды икон в ярких красках, кое-где тронутых золотом, удачно сочетаются со строгими иссиня-серыми брёвнами стен.
Деревянные храмы внутри, как правило, отличались лаконичностью и относительной простотой убранства, что главным образом было сосредоточено на иконостасе, где ряды икон в ярких красках, кое-где тронутых золотом, удачно сочетаются со строгими иссиня-серыми брёвнами стен.
Храмовый интерьер дополнен парой напольных подсвечников и одинокой, свисающая с шатрового купола люстра.
Храмовый интерьер дополнен парой напольных подсвечников и одинокой, свисающая с шатрового купола люстра.
Центральная «улица» импровизированной «деревни» петляет между крестьянских домов. Первым на пути возникает добротный дом крестьянина-середняка Волкова из цельного сруба, имеющая обычную для XIX века планировку: изба – сени – клеть.
Центральная «улица» импровизированной «деревни» петляет между крестьянских домов. Первым на пути возникает добротный дом крестьянина-середняка Волкова из цельного сруба, имеющая обычную для XIX века планировку: изба – сени – клеть.
Следом расположен дом зажиточного крестьянина Кузовкина того же периода из села Лог Вязниковского района. Пожалуй, описание начну с него, экспонатов здесь побольше.
Следом расположен дом зажиточного крестьянина Кузовкина того же периода из села Лог Вязниковского района. Пожалуй, описание начну с него, экспонатов здесь побольше.
Дом двухэтажный с фасадом, разукрашенным резными орнаментами. На втором этаже находились жилые помещения, на первом – ткацкая светелка, где трудились наемные работницы.
Дом двухэтажный с фасадом, разукрашенным резными орнаментами. На втором этаже находились жилые помещения, на первом – ткацкая светелка, где трудились наемные работницы.
Второй этаж сохраняет традиционную планировку крестьянского жилища XIX века: изба – сени – клеть. В избе характерная для того времени обстановка: встроенные лавки, полати, печь слева от двери.
Второй этаж сохраняет традиционную планировку крестьянского жилища XIX века: изба – сени – клеть. В избе характерная для того времени обстановка: встроенные лавки, полати, печь слева от двери.
Обстановка дома свидетельствует о проникновении отдельных элементов городского быта в крестьянское жилище зажиточных крестьян. Керосиновая лампа, швейная машина «Зингер», стулья, вместо привычного коника –   встроенная деревянная резная кровать, символ достатка и благополучия.
Обстановка дома свидетельствует о проникновении отдельных элементов городского быта в крестьянское жилище зажиточных крестьян. Керосиновая лампа, швейная машина «Зингер», стулья, вместо привычного коника – встроенная деревянная резная кровать, символ достатка и благополучия.
Перед печью находится бабий кут – угол, где хозяйка готовила еду и где хранилась кухонная утварь.
Перед печью находится бабий кут – угол, где хозяйка готовила еду и где хранилась кухонная утварь.
По диагонали от печи – передний, «красный» угол, в котором стоит стол, над ним иконы. Вдоль стен – широкие лавки, сидя на которых женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, чинили одежду.
По диагонали от печи – передний, «красный» угол, в котором стоит стол, над ним иконы. Вдоль стен – широкие лавки, сидя на которых женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, чинили одежду.
Сени – неотапливаемая часть дома, соединяющая избу с клетью и защищающая жилое помещение от холода. Сени использовались для хранения хозяйственных вещей, орудий труда, различной домашней утвари.
Сени – неотапливаемая часть дома, соединяющая избу с клетью и защищающая жилое помещение от холода. Сени использовались для хранения хозяйственных вещей, орудий труда, различной домашней утвари.
Клеть – неотапливаемое помещение хозяйственного назначения, служившее для хранения имущества и некоторых запасов продуктов, летом использовалась как дополнительное жилое помещение.
Клеть – неотапливаемое помещение хозяйственного назначения, служившее для хранения имущества и некоторых запасов продуктов, летом использовалась как дополнительное жилое помещение.
Двор – комплекс подсобных хозяйственных построек – расположен параллельно дому. Двор полукрытый, в закрытой части хранился крестьянский инвентарь (борона, соха, телега и другие предметы), содержались домашние животные, а в открытой – лежали дрова.
Двор – комплекс подсобных хозяйственных построек – расположен параллельно дому. Двор полукрытый, в закрытой части хранился крестьянский инвентарь (борона, соха, телега и другие предметы), содержались домашние животные, а в открытой – лежали дрова.
Несмотря на обычный статус избенки крестьянина-середняка, её кровля также декорирована листовым узором.
Несмотря на обычный статус избенки крестьянина-середняка, её кровля также декорирована листовым узором.
Для интерьеров основного жилого помещения крестьянского дома характерным является наличие встроенной мебели, что рубилась вместе с домом: полки, лавки, полати.
Для интерьеров основного жилого помещения крестьянского дома характерным является наличие встроенной мебели, что рубилась вместе с домом: полки, лавки, полати.
Слева от входа в избу традиционная русская печь, служившая для отопления жилья, приготовления пищи, и в качестве лежанки для сна.
Слева от входа в избу традиционная русская печь, служившая для отопления жилья, приготовления пищи, и в качестве лежанки для сна.
Справа от двери находится коник – мужская лавка. Хозяин здесь мастерил, а ночью спал. Днем плел корзины, лапти, подшивал сапоги, ремонтировал конскую сбрую. Под коником хранились рабочие инструменты.
Справа от двери находится коник – мужская лавка. Хозяин здесь мастерил, а ночью спал. Днем плел корзины, лапти, подшивал сапоги, ремонтировал конскую сбрую. Под коником хранились рабочие инструменты.
Остальная планировка сродни той, что наблюдали в зажиточной избе.
Остальная планировка сродни той, что наблюдали в зажиточной избе.
Сени избы крестьянина-середняка
Сени избы крестьянина-середняка
Двор избы крестьянина-середняка
Двор избы крестьянина-середняка
Интересным сооружением представляется деревянный колодец с округлой деревянной осью из села Кольцово Селивановского района. Это не традиционный колодец, которые были характерны для большинства советских деревень моего детского периода. Это колодец ступальный, что работает по следующему принципу: человек заходит внутрь колеса, переступает с дощечки на дощечку, вал начинает двигаться, а две бадьи (примерно по 60 литров) перемещаются, одна - вверх, другая - вниз. Ступальные колодцы использовались в том случае, когда грунтовая вода залегала достаточно глубоко, от 40 до 70 метров.
Интересным сооружением представляется деревянный колодец с округлой деревянной осью из села Кольцово Селивановского района. Это не традиционный колодец, которые были характерны для большинства советских деревень моего детского периода. Это колодец ступальный, что работает по следующему принципу: человек заходит внутрь колеса, переступает с дощечки на дощечку, вал начинает двигаться, а две бадьи (примерно по 60 литров) перемещаются, одна - вверх, другая - вниз. Ступальные колодцы использовались в том случае, когда грунтовая вода залегала достаточно глубоко, от 40 до 70 метров.
Ветряные шатровые мельницы конца XVIII века, перенесенные в Суздаль из села Мошок Судогодского района,  – настоящее украшение Музея.
Ветряные шатровые мельницы конца XVIII века, перенесенные в Суздаль из села Мошок Судогодского района, – настоящее украшение Музея.
В одной из них можно увидеть предметы, использовавшиеся при помоле зерна. На стене устроена полица с мерами и совками: круглыми для зерна и прямыми для муки. Здесь же – грохот для просеивания муки. Даже сусеки для зерна и мешки с мукой для полной правдивости картины обустроены. Вот только освещение внутри отсутствует, поэтому фотографировать очень сложно. Особенно в условиях короткого зимнего дня.
В одной из них можно увидеть предметы, использовавшиеся при помоле зерна. На стене устроена полица с мерами и совками: круглыми для зерна и прямыми для муки. Здесь же – грохот для просеивания муки. Даже сусеки для зерна и мешки с мукой для полной правдивости картины обустроены. Вот только освещение внутри отсутствует, поэтому фотографировать очень сложно. Особенно в условиях короткого зимнего дня.
Осмотр экспозиции закончили у Дома с мезонином семьи Евграфовых из села Тынцы, состоявшего из двух срубов (клетей) с единой крышей.
Осмотр экспозиции закончили у Дома с мезонином семьи Евграфовых из села Тынцы, состоявшего из двух срубов (клетей) с единой крышей.
Такой дом, как правило, предназначался для нескольких семей.
Такой дом, как правило, предназначался для нескольких семей.
В сети наблюдала фотографии туристов изнутри, но в этот раз дом почему-то был закрыт.
В сети наблюдала фотографии туристов изнутри, но в этот раз дом почему-то был закрыт.
Ещё один объект относят к музейной экспозиции, однако находится он не в периметре обозначенной территории. Речь веду о Никольской деревянной церкви (церкви Николы из села Глотово), что размещена на территории суздальского кремля.
Ещё один объект относят к музейной экспозиции, однако находится он не в периметре обозначенной территории. Речь веду о Никольской деревянной церкви (церкви Николы из села Глотово), что размещена на территории суздальского кремля.
Храм, возведенный во второй половине XVIII века в селе Глотово Юрьев-Польского района, выстроен по той же технологии «без единого гвоздя». Однако, стоит упомянуть о том, что при строительстве подобных церквей использовались деревянные скрепы, что по сути сродни гвоздям.
Храм, возведенный во второй половине XVIII века в селе Глотово Юрьев-Польского района, выстроен по той же технологии «без единого гвоздя». Однако, стоит упомянуть о том, что при строительстве подобных церквей использовались деревянные скрепы, что по сути сродни гвоздям.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому