Турист Марина (Marina2506)
Марина
была вчера 9:31
Лучший материал
недели
Фотоальбом

Древний Персеполис

NIKON D5100
72 69

У этого города множество названий: Парса, Тахт-е Джемшид, Садестун, Персеполь, Чехель Менар, но более всего он известен как Персеполис. Греческое слово означает в переводе «город персов».

История Персеполиса началась более 2500 лет назад в эпоху империи Ахеменидов — государстве, объединившем весь Ближний Восток и Среднюю Азию. Строительство нового города начал еще Кир Великий, а возвеличил его Дарий I, развернув масштабное строительство в 518 году до н. э. Место оказалось удачным из-за плодородных почв и защищенности горами. Однако, Дарию I не удалось увидеть город в завершенном виде. В последующие 200 лет застройкой Персеполиса занимались его дети и внуки (Ксеркс I, Артаксеркс I, Артаксеркс II, Артаксеркс III и Дарий III).

Древний Персеполис представлял собой комплекс, состоящий из нескольких дворцов. С архитектурной точки зрения его необычность в том, что сооружения возведены на каменной платформе четырехметровой высоты. К тому же строители расположили здания таким образом, чтобы они выполняли функцию солнечных часов.

Сейчас от былого могущества города остались лишь руины на территории площадью 135 000 м². Вместе с тем, Персеполис — один из первых иранских объектов, внесённых в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Значение Персеполиса для империи Ахеменидов продолжает вызывать споры. По одной из версий город играл роль церемониальной столицы. Его строили для проведения Новруза (праздника Нового года по солнечному календарю), различных приемов и богослужений. Об этом свидетельствуют барельефы, что представлены на фото в альбоме.

Исследователи единодушны во мнении, что Персеполис точно не был политической столицей. Отдаленное его расположение у подножия горы Кух-е Рахмат не подходило для управления империей. В сезон дождей персидской зимы, когда дороги размывало, поездки в Персеполис вызывали сложности. Город мог использоваться лишь в весенние и летние периоды, а правление империей осуществлялось из Суз, Вавилона или Экбатаны в зависимости от времени года.

Существует также мнение, что Персеполис предназначался для объединения многонациональной и многоконфессиональной империи. Оказываясь в городе, люди наблюдали повторяющиеся рельефы, восхвалявшие власть и могущество царя и утверждавшие равенство народов.

Еще один удивительный факт из истории Персеполиса — в процессе раскопок выяснилось, что город строили не рабы. Правители династии Ахеменидов уважали своих подданных. Об этом свидетельствуют клинописи на стенах Персеполиса и глиняных табличках, использовавшихся для отслеживания строительства. Рабочие обеспечивались выплатами и страхованием, а в случае инцидентов семья пострадавшего поддерживалась империей. В строительстве принимали участие даже женщины и платили им наравне с мужчинами. Немыслимый уровень социальной политики по тем временам!

Основным материалом для строительства дворцов служил серый известняк, добываемый в горах, сырцовый и обожженный кирпич, глина и кедровое дерево. Интересно, что каменные блоки скреплялись не раствором, а металлическими скобами.

К созданию облика города приложили руку не только персидские, но и греческие мастера. Об этом можно судить по найденным в Персеполисе отдельным плитам и фрагментам орнаментов в аргосско-коринфском стиле.

Могущество династии Ахменидов и слава Персеполиса не давала покоя многим правителям, а положить конец ее существованию удалось лишь Александру Македонскому. Перед своим отъездом, в 330 году до н. э., Александр сжег город. Возможно, в отместку за то, что за 150 лет до вышеупомянутых событий Ксеркс I безжалостно расправился с афинским Акрополем. Но вероятнее всего, как дальновидный правитель, Александр понимал, что иранцы создали великую религиозную столицу, и пока она существует, в сердцах людей будет теплиться надежда на восстановление державы Ахеменидов, будут сохраняться их обряды и национальное самосознание, а ему никогда не стать полноправным их правителем. Александр поджег город, чтобы показать, что отныне единственный правитель Азии именно он.

Персеполис был забыт до того, как случайным образом его не нашли европейские путешественники и археологи. В 20-х годах XX века по заказу правительства Ирана немецкий археолог Эрнст Херцфельд подготовил подробное описание руин, планов раскопок и реставраций, а спустя 10 лет приступили к полномасштабным раскопкам.

На сегодняшний день раскопки Персеполиса завершены, но работы по реставрации зданий продолжаются.

Подступы к древнему городу обозначены двумя широкими парадными лестницами, через которые в Персеполис попадали все гости.
Подступы к древнему городу обозначены двумя широкими парадными лестницами, через которые в Персеполис попадали все гости.
Первое, что увидели, поднявшись по лестнице на платформу, – ворота «Всех земель», что возвел Ксеркс.
Первое, что увидели, поднявшись по лестнице на платформу, – ворота «Всех земель», что возвел Ксеркс.
"Ворота всех земель". Вид сбоку
"Ворота всех земель". Вид сбоку
Вход и выход из ворот охраняют огромные скульптуры быков-стражников, слившихся с каменными глыбами ворот.
Вход и выход из ворот охраняют огромные скульптуры быков-стражников, слившихся с каменными глыбами ворот.
У быков бычье тело, орлиные крылья и голова человека.
У быков бычье тело, орлиные крылья и голова человека.
Капитель одной из колонн на воротах «Всех земель»
Капитель одной из колонн на воротах «Всех земель»
На воротах отчетливо просматриваются надписи на трех языках: старом персидском, эламитском и нововавилонском, свидетельствующих о том, что ворота возвел Ксеркс в городе Парса, построенном им же и его отцом. На стелах также много надписей, оставленных археологами и путешественниками в конце XIX - начале XX вв.
На воротах отчетливо просматриваются надписи на трех языках: старом персидском, эламитском и нововавилонском, свидетельствующих о том, что ворота возвел Ксеркс в городе Парса, построенном им же и его отцом. На стелах также много надписей, оставленных археологами и путешественниками в конце XIX - начале XX вв.
Проход сквозь "Ворота всех земель"
Проход сквозь "Ворота всех земель"
"Ворота всех земель". Вид сбоку
"Ворота всех земель". Вид сбоку
За воротами начинается арамейская дорога, что простирается на 92 метра на юго-запад. Она проходит через «Незаконченные ворота» и упирается в «Зал 100 колонн».
За воротами начинается арамейская дорога, что простирается на 92 метра на юго-запад. Она проходит через «Незаконченные ворота» и упирается в «Зал 100 колонн».
По обе стороны арамейской дороги многочисленные каменные блоки, служившие когда-то основанием или частью мощных каменных стен.
По обе стороны арамейской дороги многочисленные каменные блоки, служившие когда-то основанием или частью мощных каменных стен.
На арамейской дороге
На арамейской дороге
На арамейской дороге
На арамейской дороге
Оставив позади группу стел, оказались у руин дворца Ападана, возведенного Дарием I.
Оставив позади группу стел, оказались у руин дворца Ападана, возведенного Дарием I.
Во дворец Ападана, расположенный также на платформе, ведет пологая парадная лестница. К слову, все парадные лестницы Персеполиса были адаптированы под колесницы.
Во дворец Ападана, расположенный также на платформе, ведет пологая парадная лестница. К слову, все парадные лестницы Персеполиса были адаптированы под колесницы.
Главная ценность парадных лестниц – барельефы.
Главная ценность парадных лестниц – барельефы.
Невероятно, что точнейшие изображения, высеченные на каменных плитах в VI веке до нашей эры, прекрасно сохранились до сих пор!
Невероятно, что точнейшие изображения, высеченные на каменных плитах в VI веке до нашей эры, прекрасно сохранились до сих пор!
На внешней стороне лестницы множественные барельефы, изображающие торжественное шествие царской гвардии.
На внешней стороне лестницы множественные барельефы, изображающие торжественное шествие царской гвардии.
Барельефы с внутренней стороны изображают шествие слуг, ведущих лошадей и баранов, несущих сосуды и бурдюки с вином.
Барельефы с внутренней стороны изображают шествие слуг, ведущих лошадей и баранов, несущих сосуды и бурдюки с вином.
Барельефы во дворце Ападана
Барельефы во дворце Ападана
Барельефы во дворце Ападана
Барельефы во дворце Ападана
Барельефы во дворце Ападана
Барельефы во дворце Ападана
Некоторые рисунки представляют процессию выстроенных в ряд покорённых народов.
Некоторые рисунки представляют процессию выстроенных в ряд покорённых народов.
Многие исследователи считают, что процессии данников, украшающие лестницы Ападаны, воспроизводят некое ежегодное мероприятие, возможно, приуроченное к празднованию Нового года (Новруза) в день весеннего равноденствия.
Многие исследователи считают, что процессии данников, украшающие лестницы Ападаны, воспроизводят некое ежегодное мероприятие, возможно, приуроченное к празднованию Нового года (Новруза) в день весеннего равноденствия.
Среди барельефов сохранилось несколько, свидетельствующих в пользу Новруза, с изображением борющихся быка, олицетворяющего Луну, и льва, олицетворяющего Солнце. В день весеннего равноденствия силы льва и быка равны.
Среди барельефов сохранилось несколько, свидетельствующих в пользу Новруза, с изображением борющихся быка, олицетворяющего Луну, и льва, олицетворяющего Солнце. В день весеннего равноденствия силы льва и быка равны.
Дарий I пользовался неограниченной властью, только он один носил одежды, выкрашенные пурпуром. Перед ним падали ниц даже главные вельможи. Ни один царь, правивший до Дария I, не был так богат, как он. Чтобы обезопасить себя от заговоров и восстаний, Дарий содержал тайных осведомителей, для которых во дворце Ападана было устроено множество тайных разноуровневых ходов.
Дарий I пользовался неограниченной властью, только он один носил одежды, выкрашенные пурпуром. Перед ним падали ниц даже главные вельможи. Ни один царь, правивший до Дария I, не был так богат, как он. Чтобы обезопасить себя от заговоров и восстаний, Дарий содержал тайных осведомителей, для которых во дворце Ападана было устроено множество тайных разноуровневых ходов.
Дворец Ападана представлял собой большой зал, окружённый вестибюлями. Крыша сооружения предположительно была деревянной и поддерживалась семьюдесятью двумя каменными колоннами, тринадцать из которых сохранились.
Дворец Ападана представлял собой большой зал, окружённый вестибюлями. Крыша сооружения предположительно была деревянной и поддерживалась семьюдесятью двумя каменными колоннами, тринадцать из которых сохранились.
Жаль, что от огромного дворца почти ничего не осталось, кроме нескольких капителей колонн и ряда барельефов.
Жаль, что от огромного дворца почти ничего не осталось, кроме нескольких капителей колонн и ряда барельефов.
Справа от дворца Ападана располагался Тачара (жилой дворец) Дария I.
Справа от дворца Ападана располагался Тачара (жилой дворец) Дария I.
Когда-то Тачара был величественным сооружением великого правителя, но сегодня на его месте остались лишь фундамент, каменные порталы с дверными проёмами и нижние части стен с уцелевшими барельефами.
Когда-то Тачара был величественным сооружением великого правителя, но сегодня на его месте остались лишь фундамент, каменные порталы с дверными проёмами и нижние части стен с уцелевшими барельефами.
За дворцом Дария, в центре террасы, находился Трипилон, возведенный в период правления царя Ксеркса I (486—465 до н. э.).
За дворцом Дария, в центре террасы, находился Трипилон, возведенный в период правления царя Ксеркса I (486—465 до н. э.).
Скорее всего сооружение служило главным парадным залом Персеполиса. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников.
Скорее всего сооружение служило главным парадным залом Персеполиса. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников.
Обнаружила информацию, что на восточных воротах имелся ещё один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса, но на месте не увидела ни одного, ни другого.
Обнаружила информацию, что на восточных воротах имелся ещё один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса, но на месте не увидела ни одного, ни другого.
И снова изображение льва, побеждающего быка. Таких барельефов в Персеполисе очень много
И снова изображение льва, побеждающего быка. Таких барельефов в Персеполисе очень много
В южной части платформы размещался дворец Ксеркса, жилые, подсобные помещения и царская сокровищница, украшенная рельефными изображениями Дария и Ксеркса.
В южной части платформы размещался дворец Ксеркса, жилые, подсобные помещения и царская сокровищница, украшенная рельефными изображениями Дария и Ксеркса.
Привлекает внимание здание с яркими колоннами, названное первым персепольским археологом Эрнстом Эмилем Херцвельдом «Гаремом Ксеркса». Оно состоит из двадцати двух небольших двух- и трёхкомнатных помещений, где проживали женщины и дети. Сейчас здесь расположен археологический музей.
Привлекает внимание здание с яркими колоннами, названное первым персепольским археологом Эрнстом Эмилем Херцвельдом «Гаремом Ксеркса». Оно состоит из двадцати двух небольших двух- и трёхкомнатных помещений, где проживали женщины и дети. Сейчас здесь расположен археологический музей.
Далее располагалось огромное помещение, названное археологами Залом ста колонн (Стоколонный зал), по количеству найденных оснований колонн. Стоколонный зал построен в период правления царя Артаксеркса I (465—424 до н. э.).
Далее располагалось огромное помещение, названное археологами Залом ста колонн (Стоколонный зал), по количеству найденных оснований колонн. Стоколонный зал построен в период правления царя Артаксеркса I (465—424 до н. э.).
Основание колонн четко просматриваются, но сами колонны не сохранились.
Основание колонн четко просматриваются, но сами колонны не сохранились.
Можно увидеть лишь многочисленные дверные проемы, украшенные надписями и барельефами.
Можно увидеть лишь многочисленные дверные проемы, украшенные надписями и барельефами.
Оба парадных помещения, Ападана и Зал ста колонн, почти квадратной формы. К ним примыкали лабиринты сокровищниц, кладовых и жилых помещений, от которых сохранились лишь фундаменты.
Оба парадных помещения, Ападана и Зал ста колонн, почти квадратной формы. К ним примыкали лабиринты сокровищниц, кладовых и жилых помещений, от которых сохранились лишь фундаменты.
При царях Артксерксе II, Артксерксе III и Дарии II (424-404 до н. э.) возвели усыпальницу Артаксеркса II, дворец Артаксеркса III, 32-колонный зал, усыпальницу Артаксеркса III и незаконченные врата.
При царях Артксерксе II, Артксерксе III и Дарии II (424-404 до н. э.) возвели усыпальницу Артаксеркса II, дворец Артаксеркса III, 32-колонный зал, усыпальницу Артаксеркса III и незаконченные врата.
Барельефы на незаконченных вратах
Барельефы на незаконченных вратах
Далее к югу ведет дорога к гробницам царей, что высечены в скале рядом с платформой.
Далее к югу ведет дорога к гробницам царей, что высечены в скале рядом с платформой.
Считается, что ближайшая гробница принадлежит Артаксерксу II, а дальняя - Дарию III, последнему царю династии Ахеменидов. Оставшаяся незавершённой, она разрушена природными условиями. Рельефы её не прорезаны и схематичны.
Считается, что ближайшая гробница принадлежит Артаксерксу II, а дальняя - Дарию III, последнему царю династии Ахеменидов. Оставшаяся незавершённой, она разрушена природными условиями. Рельефы её не прорезаны и схематичны.
В древнем Персеполисе была одна из сложных в древнем мире система канализации.
В древнем Персеполисе была одна из сложных в древнем мире система канализации.
Город, построенный у подножия горы Кух-е Рахмат, в начале весны часто затоплялся из-за больших осадков и стоков воды от растаявшего льда и снега.
Город, построенный у подножия горы Кух-е Рахмат, в начале весны часто затоплялся из-за больших осадков и стоков воды от растаявшего льда и снега.
Канализационные системы устроили так, чтобы направлять потоки воды сверху вниз, обеспечивая вместе с тем потребности в воде жителей города.
Канализационные системы устроили так, чтобы направлять потоки воды сверху вниз, обеспечивая вместе с тем потребности в воде жителей города.
Внушительные останки колонн, встречающихся на территории города, свидетельствуют о былом величии дворцов династии Ахеменидов, архитектурный ансамбль которых формировался ими в том числе.
Внушительные останки колонн, встречающихся на территории города, свидетельствуют о былом величии дворцов династии Ахеменидов, архитектурный ансамбль которых формировался ими в том числе.
Желающие могут взять в аренду специальные 3-D очки и перенестись на много веков назад, чтобы, погрузившись в реалии древнего Персеполиса, оценить старания реконструкторов, воссоздавших внешний облик города.
Желающие могут взять в аренду специальные 3-D очки и перенестись на много веков назад, чтобы, погрузившись в реалии древнего Персеполиса, оценить старания реконструкторов, воссоздавших внешний облик города.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому