Турист Марина (Marina2506)
Марина
была сегодня 6:08
Фотоальбом

Звартноц. Храм небесных ангелов

NIKON D5100, SM-G780G
58 53

Культура средневековой Армении была тесно связана с культурой Византии. Влияние это было взаимно перекрещивающимся. И вклад первой бывал подчас не менее значимым, чем вклад второй. Взять хотя бы тот факт, что некоторые византийские императоры и военачальники IX–X веков имели армянские корни. А к кому обратились, когда от землетрясения рухнул купол константинопольской Софии? Думаю, все догадались, что для восстановления чуда византийского искусства пригласили знаменитого армянского зодчего.

Памятники древнего армянского зодчества значительны и многообразны. Их создание обогащалось тенденциями не только византийской, но и римской, греческой и иранской архитектуры. Среди прочих заметно выделяется храм «Бдящих Сил» или «Небесных Ангелов», более известный под названием Звартноц.

Жаль, что Звартноц дошел до наших дней в состоянии руин. Но опираясь на научную информацию и частичную его реконструкцию, можно представить, насколько удивительным и необычным он был когда-то.

История Звартноца началась в 641 году, когда католикос Нерсес III Строитель привлек для создания храма мастеров из древнего армянского города Двина. Место для строительства храма на окраине древней армянской столицы Вагаршапат выбрано не случайно. Нерсес III планировал перенести сюда свою резиденцию из Двина.

Как писал современник тех событий епископ Себеос, храм построили на месте, где, по преданию, встретились Григорий Просветитель и царь Трдат.

От местных можно услышать ещё одно название храма — Сурб Григор. Считается, что в течение некоторого времени здесь хранились мощи Святого Григория Просветителя.

Описания Звартноца не сохранилось, но известно, что ему адресовали множество восторженных эпитетов. Предание гласит, что византийский император Константин III, посетивший Армению в 652 году, был настолько сражен красотой храма, что приказал строителю Звартноца ехать вместе с ним в Константинополь. Но зодчий умер в дороге, и только это обстоятельство помешало воздвигнуть в столице Византии аналогичное сооружение.

Впрочем, впечатление от Звартноца было так велико, что облик храма неоднократно пытались повторять как в Армении, так и за ее пределами. Влияние Звартноца чувствуется во многих архитектурных сооружениях Армении вплоть до XI века.

Специалисты считают Звартноц, чье строительство велось на протяжении 20 лет, дерзким экспериментом и смелой центрической композицией в армянском зодчестве.

Откуда же стало известно, чем пленял современников Звартноц, что, простояв более 300 лет, был разрушен землетрясением около 930 года? Исследователи полагают, что зодчему, строившему храм, не удалось полностью перенести тяжесть верхних ярусов на четыре мощных пилона, служивших главными опорами. В результате часть нагрузки легла на арки и своды храма. Это оказалось слабым местом храма, не вынесшего удар землетрясения.

Попыток восстановить Звартноц не было. С течением времени на месте храма образовался огромный холм, с которого виднеются остатки четырех пилонов. Территория Звартноца долгое время служила карьером отёсанного камня для окружающих деревень, и не случайно, что ещё в конце XIX века несколько капителей экседр оказалось во дворе Эчмиадзинского монастыря. Посетивший Эчмиадзин в 1890 году польский искусствовед Иосиф Стржиговский на основе высеченных на них монограмм определил принадлежность их к Нерсесову храму. После этого интерес к Звартноцу возрос ещё больше. В 1893 году эчмиадзинский монах Месроп Тер-Мовсесян предпринял частичные раскопки. Основные же раскопки храма были начаты в 1900-го служителем Эчмиадзинского монастыря Хачиком Дадяном.

Благодаря приехавшему в Эчмиадзин в 1904-м архитектору Торосу Тораманяну во время раскопок были сохранены ценнейшие детали Звартноца. Под его руководством раскопали развалины храма, патриаршего дворца, жилые помещения католикоса и винодавильню. Изучив руины, Тораманян составил план реконструкции Звартноца. Проект вызвал жесточайшие споры, пока чуть позже, в 1906 году во время раскопок Ани, востоковед и археолог Николай Марр не обнаружил остатки однотипного со Звартноцем храма святого Григория, общие формы которого совпали с формами реконструкции Звартноца.

По реконструкции Тораманяна композиция Звартноца напоминала вавилонские зиккураты в виде круглого трехъярусного сооружения с куполом высотой в 49 метров и диаметром нижнего яруса – 35,75 м. 
Конструкция, состоящая из трех поставленных друг на друга уменьшающихся цилиндрических объемов, увенчанных сферическим конусом, опиралась на шесть мощных колонн двадцатиметровой высоты. Во всем облике храма присутствовало мощное устремление ввысь.
По реконструкции Тораманяна композиция Звартноца напоминала вавилонские зиккураты в виде круглого трехъярусного сооружения с куполом высотой в 49 метров и диаметром нижнего яруса – 35,75 м. Конструкция, состоящая из трех поставленных друг на друга уменьшающихся цилиндрических объемов, увенчанных сферическим конусом, опиралась на шесть мощных колонн двадцатиметровой высоты. Во всем облике храма присутствовало мощное устремление ввысь.
Первый ярус Звартноца – тетраконх (четырехлепестковый план) с шестью колоннами по полукругу каждого лепестка. Колонны увенчаны капителями и связаны друг с другом арками. За каждым полукругом стоит по одному столбу с капителью с высеченными орлами.
Первый ярус Звартноца – тетраконх (четырехлепестковый план) с шестью колоннами по полукругу каждого лепестка. Колонны увенчаны капителями и связаны друг с другом арками. За каждым полукругом стоит по одному столбу с капителью с высеченными орлами.
Колонны, связанные между собой и серединой полукруга сводами двоякой кривизны, создают монолитное кольцо. На него опирался второй ярус. Вся композиция завершалась высоким многогранным куполом третьего яруса, собирающим воедино все внутреннее пространство храма.
Колонны, связанные между собой и серединой полукруга сводами двоякой кривизны, создают монолитное кольцо. На него опирался второй ярус. Вся композиция завершалась высоким многогранным куполом третьего яруса, собирающим воедино все внутреннее пространство храма.
У алтарной апсиды находилось высокое возвышение, впереди крестильная купель.
У алтарной апсиды находилось высокое возвышение, впереди крестильная купель.
Сзади к апсиде примыкало квадратное помещение – ризница, из которой по лестнице поднимались в коридор, опоясывающий первый ярус по верху.
Сзади к апсиде примыкало квадратное помещение – ризница, из которой по лестнице поднимались в коридор, опоясывающий первый ярус по верху.
Восточная сторона храма представляла полукруг с мозаиками и фресками. Пространство между крестом и внутренней стеной заполняла двухэтажная галерея.
Восточная сторона храма представляла полукруг с мозаиками и фресками. Пространство между крестом и внутренней стеной заполняла двухэтажная галерея.
Не только визуальна реконструкция Торамоняна, но и дошедшие до наших дней руины Звартноца свидетельствуют о грандиозности строения.
Не только визуальна реконструкция Торамоняна, но и дошедшие до наших дней руины Звартноца свидетельствуют о грандиозности строения.
Оно возвышалось на площадке, вокруг которой шел ступенчатый пьедестал, частично сохранившийся.
Оно возвышалось на площадке, вокруг которой шел ступенчатый пьедестал, частично сохранившийся.
В плане храм напоминает крест, вписанный в круг. Этот крест является основой внутреннего пространства храма.
В плане храм напоминает крест, вписанный в круг. Этот крест является основой внутреннего пространства храма.
Вся конструкция опиралась на четыре мощных пилона двадцатиметровой высоты. Между этими гигантскими столбами помещались четыре апсиды, стены которых составляли полукруглые колоннады.
Вся конструкция опиралась на четыре мощных пилона двадцатиметровой высоты. Между этими гигантскими столбами помещались четыре апсиды, стены которых составляли полукруглые колоннады.
Храм «Бдящих Сил» получил наименование Звартноц не случайно. «Зварт» по-армянски означает «украшенный». Сверху донизу храм был богато украшен скульптурным рельефом – великолепным образцом искусства средневековых армянских резчиков по камню. Причудливый орнамент обрамлял карнизы, оплетал оконные проемы, опоясывал капители колонн.
Храм «Бдящих Сил» получил наименование Звартноц не случайно. «Зварт» по-армянски означает «украшенный». Сверху донизу храм был богато украшен скульптурным рельефом – великолепным образцом искусства средневековых армянских резчиков по камню. Причудливый орнамент обрамлял карнизы, оплетал оконные проемы, опоясывал капители колонн.
Стены храма украшали виноградная лоза, ветви граната, тончайшей работы геометрический орнамент, плетенки, декоративные элементы – пальметты и аканты.
Стены храма украшали виноградная лоза, ветви граната, тончайшей работы геометрический орнамент, плетенки, декоративные элементы – пальметты и аканты.
Колонны завершались резными капителями, а колонны, установленные рядом с пилонами, основными опорами храма, были увенчаны изображениями громадных каменных орлов – эти птицы символизировали вознесение храма вверх.
Колонны завершались резными капителями, а колонны, установленные рядом с пилонами, основными опорами храма, были увенчаны изображениями громадных каменных орлов – эти птицы символизировали вознесение храма вверх.
О пышном убранстве Звартноца свидетельствуют обнаруженные при раскопках алтарной части остатки фресок, кусочки смальты для мозаики, шифер и резные камни. Исследователям удалось проследить наличие на алтарной стене большой мозаичной картины, что подтверждает богатое украшение стен храма мозаикой.
О пышном убранстве Звартноца свидетельствуют обнаруженные при раскопках алтарной части остатки фресок, кусочки смальты для мозаики, шифер и резные камни. Исследователям удалось проследить наличие на алтарной стене большой мозаичной картины, что подтверждает богатое украшение стен храма мозаикой.
Среди произведений камнерезов, украшавших Звартноц, выделяются скульптурные поясные изображения людей. Под одним из барельефов читается надпись «Ованес». Некоторые исследователи считают, что это имя и портрет главного строителя храма. Другие полагают, что мастер просто изобразил крестьян-садоводов: у них в руках инструменты, похожие на садовые, а над барельефами вьется орнамент из переплетающихся ветвей граната и виноградных лоз. Но кем бы ни были эти люди, изображены они в чрезвычайно реалистической манере.
Среди произведений камнерезов, украшавших Звартноц, выделяются скульптурные поясные изображения людей. Под одним из барельефов читается надпись «Ованес». Некоторые исследователи считают, что это имя и портрет главного строителя храма. Другие полагают, что мастер просто изобразил крестьян-садоводов: у них в руках инструменты, похожие на садовые, а над барельефами вьется орнамент из переплетающихся ветвей граната и виноградных лоз. Но кем бы ни были эти люди, изображены они в чрезвычайно реалистической манере.
При строительстве Звартноца мастера использовали серый, черный, фиолетово-коричневый и рыжий туф. Для облегчения веса сводов использовался дутый обсидиан. Кровли были покрыты красноватой черепицей.
При строительстве Звартноца мастера использовали серый, черный, фиолетово-коричневый и рыжий туф. Для облегчения веса сводов использовался дутый обсидиан. Кровли были покрыты красноватой черепицей.
Современные архитекторы также строят церкви, по форме напоминающие Звартноц. Что же необычного и загадочного в храме Звартноц? Если разбираться в символике, ничего загадочного в храме нет.
Современные архитекторы также строят церкви, по форме напоминающие Звартноц. Что же необычного и загадочного в храме Звартноц? Если разбираться в символике, ничего загадочного в храме нет.
Звартноц – одна из немногих христианских святынь, что в своей геометрии отображает древнейшую дохристианскую символику.
Звартноц – одна из немногих христианских святынь, что в своей геометрии отображает древнейшую дохристианскую символику.
Крест в круге означает проявленный Космос или Мир, разделённый на четыре части. Вертикальная линия олицетворяет Мужское Духовное Начало, горизонтальная линия – Материю или Женское Начало. Прибавляя к этому символу аспект Вечного Движения, мы получаем Колесо Мира – Свастику, символ Солнца.
Крест в круге означает проявленный Космос или Мир, разделённый на четыре части. Вертикальная линия олицетворяет Мужское Духовное Начало, горизонтальная линия – Материю или Женское Начало. Прибавляя к этому символу аспект Вечного Движения, мы получаем Колесо Мира – Свастику, символ Солнца.
Свободно стоящие колонны, дополняя основание, отображают проявленный Космос в Движении.
Свободно стоящие колонны, дополняя основание, отображают проявленный Космос в Движении.
Орёл – символ Солнца, более почитаемый в Египте, перекочевал в Армению, где с первых веков христианства и до XII-го столетия существовала большая община христиан-солнцепоклонников. В руинах храма Тораманян нашел петроглифы гностиков. То есть, гностиками могли быть зодчие армянских храмов раннего Средневековья. Круглые здания, подобные Звартноцу, воздвигались в древности для культового служения и Посвящения.
Орёл – символ Солнца, более почитаемый в Египте, перекочевал в Армению, где с первых веков христианства и до XII-го столетия существовала большая община христиан-солнцепоклонников. В руинах храма Тораманян нашел петроглифы гностиков. То есть, гностиками могли быть зодчие армянских храмов раннего Средневековья. Круглые здания, подобные Звартноцу, воздвигались в древности для культового служения и Посвящения.
Купель в центре храма символизировала материальное проявление, когда Духовный Огонь соединялся с водой в купели. Круглый зал называли эпоптейя, а прошедшего посвящение – эпопт, высший Посвящённый.
Купель в центре храма символизировала материальное проявление, когда Духовный Огонь соединялся с водой в купели. Круглый зал называли эпоптейя, а прошедшего посвящение – эпопт, высший Посвящённый.
Звартноц изначально не был популярен в церковной среде, отцы церкви догадывались об истинном назначении храма. По некоторым предположениям, именно на месте Звартноца находился храм языческого бога Тира, разрушенный Григорием Просветителем.
Звартноц изначально не был популярен в церковной среде, отцы церкви догадывались об истинном назначении храма. По некоторым предположениям, именно на месте Звартноца находился храм языческого бога Тира, разрушенный Григорием Просветителем.
Поэтому, возвращаясь к землетрясению 930 года, исследователи считают, что Звартноц мог пострадать частично, но не обрушиться. Дальнейшее его увядание не обошлось без участия людей.
Поэтому, возвращаясь к землетрясению 930 года, исследователи считают, что Звартноц мог пострадать частично, но не обрушиться. Дальнейшее его увядание не обошлось без участия людей.
В настоящее времени почти полностью реконструирован первый ярус. Но сложно сказать, продолжится ли реставрационные работы дальше.
В настоящее времени почти полностью реконструирован первый ярус. Но сложно сказать, продолжится ли реставрационные работы дальше.
Огромная каменная глыба у входа в храм демонстрирует элемент оригинальной кладки.
Огромная каменная глыба у входа в храм демонстрирует элемент оригинальной кладки.
В 2000 году руины храма и археологическая территория вокруг него включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2000 году руины храма и археологическая территория вокруг него включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому