Турист Марина (Marina2506)
Марина
была сегодня 15:04
Фотоальбом

Нефть, грязь и петроглифы Гобустана

Гобустан — Азербайджан Октябрь 2023
SM-G780G
71 55

Наше короткое путешествие по Азербайджану не ограничилось прогулками по Баку. В 70 километрах к югу от города на территории Карадагского и Апшеронского районов, расположен Гобустанский государственный историко-художественный заповедник. Но туристы чаще всего используют сокращенную версию названия — Гобустан. Будто отдельное царство-государство)))

Заповедные земли Гобустана мы включили в список «must visit», ведь на огромной равнине, расположенной между юго-восточным склоном Большого Кавказского Хребта и Каспийским морем, что занимает заповедник, можно обнаружить массу интересного! К тому же объект с 2007 года находится под охраной ЮНЕСКО, а ЮНЕСКО плохого не посоветует.

Среди памятников Гобустана выделяют наскальные изображения, древние стоянки и другие объекты. Горы Гобустана, что отличаются диковинными наименованиями Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шихгай, являются свидетелями жизни человека в каменном веке и последующих периодах.

На территории заповедника провели не одну экспедицию, исследовали более 20 жилищ и убежищ, 40 курганных захоронений, обнаружили и зарегистрировали около 600 наскальных изображений, что были нанесены в период между верхним палеолитом и средневековьем.

Рисунки найдены на трёх участках скалистого плато, а обнаруженные здесь же некогда обитаемые пещеры, следы поселений и усыпальницы указывают на плотную заселённость обширной территории в упомянутые периоды.

Гобустан подкидывает загадки, справиться с которыми не под силу многим мировым ученым. Так, помимо рисунков в середине XX века у юго-восточной части горы Беюкдаш («Большой камень») на поверхности каменной глыбы обнаружили латинскую надпись, что в переводе означает: «При имп(ераторе) Домициане цезаре Авг(усте) Германск(ом) Л(уций) Юлий Максим, центурион XII Гром(обойного) лег(иона)».

Находка получила широкую известность и неоднократно интерпретировалась специалистами по латинской эпиграфике, истории древнего Рима и Закавказья. Интерес к надписи связан с её уникальностью и загадочностью. Во-первых, это самая восточная из всех известных латинских надписей. Во-вторых, это единственная латинская надпись, найденная на территории древней Кавказской Албании. Близкие к ней латинские надписи обнаружены в 300–400 км западнее Гобустана на территории Армении. Большинством специалистов наличие этой надписи расценивается как бесспорное доказательство пребывания римских войск в восточной части Закавказья в конце I  в. н. э. Но встречается и другая точка зрения: надпись свидетельствует о выполнении римским центурионом важного поручения разведывательного или дипломатического характера, то есть о миссии (возможно, секретной) отдельного лица.

В Чингирдаге имеется ещё одна наскальная надпись, относящаяся к XIV веку. На персидском языке она гласит: «Имад Шаки пришёл, помолился и ушёл». Судя по ней на данной территории в XIV веке было святилище.

Но не только наскальными рисунками удивляет Гобустан. По количеству грязевых вулканов Азербайджан занимает первое место в мире. В стране около 350 вулканных единиц (всего в мире около 800) и наибольшее их количество выявлено как раз в окрестностях поселка Гобустан. На территории заповедника можно увидеть пару десятков маленьких вулканов, которые громко шипят и булькают. С них мы и начали знакомство с заповедником.

Вулканы представляют собой многочисленные бугры, беспорядочно разбросанные по пустынной безжизненной поверхности.
Вулканы представляют собой многочисленные бугры, беспорядочно разбросанные по пустынной безжизненной поверхности.
Какие-то из них не проявляли признаков жизни, какие-то исторгали из своих глубин синевато-серую жидкую грязь.
Какие-то из них не проявляли признаков жизни, какие-то исторгали из своих глубин синевато-серую жидкую грязь.
Интересно наблюдать, как на верхушке вулканчиков вначале вздуваются пузыри,
Интересно наблюдать, как на верхушке вулканчиков вначале вздуваются пузыри,
...затем лопаются, и по склону бугра стекает темная струя.
...затем лопаются, и по склону бугра стекает темная струя.
Стоит проявлять осторожность, иначе зазеваешься на минуту в погоне за удачным снимком и ненароком вляпаешься в грязь.
Стоит проявлять осторожность, иначе зазеваешься на минуту в погоне за удачным снимком и ненароком вляпаешься в грязь.
Некоторые холмы покрыты плотной сухой коркой. Признаков жизни данные вулканы не подают
Некоторые холмы покрыты плотной сухой коркой. Признаков жизни данные вулканы не подают
Отдельные вулканы обширны в диаметре, а грязевая корка вокруг них довольно мягкая. На такую лучше не наступать
Отдельные вулканы обширны в диаметре, а грязевая корка вокруг них довольно мягкая. На такую лучше не наступать
Стоит присмотреться внимательнее и можно заметить, что в некоторых местах серую грязь дополняют густые желто-коричневые вкрапления.
Стоит присмотреться внимательнее и можно заметить, что в некоторых местах серую грязь дополняют густые желто-коричневые вкрапления.
На поверхность земли здесь выходит нефть, что дала мощный толчок в развитии страны.
На поверхность земли здесь выходит нефть, что дала мощный толчок в развитии страны.
На склоне сухого грязевого вулкана
На склоне сухого грязевого вулкана
Мы оставляем лунные пейзажи этой части заповедника и двигаемся дальше.
Мы оставляем лунные пейзажи этой части заповедника и двигаемся дальше.
Проехав еще немного, поднялись по дороге, бегущей среди валунов и каменных плит. Пустыня осталась за спиной, а перед глазами возникли живописные скальные разломы на ступенчатом плато, круто обрывающемся в сторону моря.
Проехав еще немного, поднялись по дороге, бегущей среди валунов и каменных плит. Пустыня осталась за спиной, а перед глазами возникли живописные скальные разломы на ступенчатом плато, круто обрывающемся в сторону моря.
У начала маршрута в данной части заповедника размещены погребальные плиты с выбитыми рисунками.
У начала маршрута в данной части заповедника размещены погребальные плиты с выбитыми рисунками.
Вдоль скал проложена тропа, по которой мы отправились в разведку на поиски рисунков.
Вдоль скал проложена тропа, по которой мы отправились в разведку на поиски рисунков.
Причудливые скалы подкидывают задачки для ума, вырисовывая в пространстве загадочные абрисы.
Причудливые скалы подкидывают задачки для ума, вырисовывая в пространстве загадочные абрисы.
Мы поспешили опередить группу китайцев, что оказались такими же ранними птахами, как и мы, и зашли на тропу не с той стороны, откуда начинается маршрут.
Мы поспешили опередить группу китайцев, что оказались такими же ранними птахами, как и мы, и зашли на тропу не с той стороны, откуда начинается маршрут.
Впрочем, совершенно не важно, в какой последовательности гулять между скал. Территория, где различимы рисунки, не такая уж большая.
Впрочем, совершенно не важно, в какой последовательности гулять между скал. Территория, где различимы рисунки, не такая уж большая.
Периодом расцвета первобытного искусства на территории современного Азербайджана считается эпоха бронзы (IV-II тысячелетия до н. э.), когда наиболее полное выражение получили многовековой жизненный опыт древних племён, их культово-религиозные и эстетические взгляды.
Периодом расцвета первобытного искусства на территории современного Азербайджана считается эпоха бронзы (IV-II тысячелетия до н. э.), когда наиболее полное выражение получили многовековой жизненный опыт древних племён, их культово-религиозные и эстетические взгляды.
Раньше местные умельцы подкрашивали петроглифы зубным порошком, чтобы легче было разглядеть. Сейчас так не делают.
Раньше местные умельцы подкрашивали петроглифы зубным порошком, чтобы легче было разглядеть. Сейчас так не делают.
На некоторые камни можно смотреть в упор и не замечать рисунок.
На некоторые камни можно смотреть в упор и не замечать рисунок.
Рисунки встречаются преимущественно в пещерах и на обломках скал.
Рисунки встречаются преимущественно в пещерах и на обломках скал.
Петроглифы изображают сцены охоты, ритуального танца и земледелия.
Петроглифы изображают сцены охоты, ритуального танца и земледелия.
Больше всего изображений животных. Причем манера передачи фигур животных довольно реалистична.
Больше всего изображений животных. Причем манера передачи фигур животных довольно реалистична.
Обилие изображений эпохи бронзы в Гобустане показывает, что в период формирования скотоводческо-земледельческого хозяйства регион сохранял своё значение и с точки зрения охоты.
Обилие изображений эпохи бронзы в Гобустане показывает, что в период формирования скотоводческо-земледельческого хозяйства регион сохранял своё значение и с точки зрения охоты.
Охота занимала значительное место в хозяйстве оседлого населения Гобустана. Люди были как пешими, так и конными охотниками, они были вооружены луками и стрелами, копьями, трезубцами, арканами. Все это нашло отражение в наскальных рисунках.
Охота занимала значительное место в хозяйстве оседлого населения Гобустана. Люди были как пешими, так и конными охотниками, они были вооружены луками и стрелами, копьями, трезубцами, арканами. Все это нашло отражение в наскальных рисунках.
Для Гобустана характерны как мужские, так и женские изображения. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой. Мужские фигуры переданы в анфас в позе ритуального танца или в движении. Присутствуют сцены схватки, где каждый из борющихся держит в руке оружие (палку или нож).
Для Гобустана характерны как мужские, так и женские изображения. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой. Мужские фигуры переданы в анфас в позе ритуального танца или в движении. Присутствуют сцены схватки, где каждый из борющихся держит в руке оружие (палку или нож).
Самым известным рисунком, своего рода символом Гобустана, является групповой ритуально-обрядовый танец, напоминающий танец «яллы», с участием группы лиц, стоящих в два ряда. Эти сцены, высеченные на Беюкдаше, датируются III-II тысячелетиями до н. э.
Самым известным рисунком, своего рода символом Гобустана, является групповой ритуально-обрядовый танец, напоминающий танец «яллы», с участием группы лиц, стоящих в два ряда. Эти сцены, высеченные на Беюкдаше, датируются III-II тысячелетиями до н. э.
Силуэтные рисунки людей в период бронзы заменялись линейными
Силуэтные рисунки людей в период бронзы заменялись линейными
Женщины на камнях изображены как матроны, оплоты матриархата. Плотные дамы считались символами плодородия. Их также почитали как женщин-воинов. Здесь мне вспомнились мальтийские неолитические скульптуры безобразно толстых женщин, которые тоже почитались как богини плодородия.
Женщины на камнях изображены как матроны, оплоты матриархата. Плотные дамы считались символами плодородия. Их также почитали как женщин-воинов. Здесь мне вспомнились мальтийские неолитические скульптуры безобразно толстых женщин, которые тоже почитались как богини плодородия.
В изобразительном искусстве Гобустана эпохи бронзы наиболее распространены рисунки безоаровых козлов, которых изображали как отдельно, так и парно и группами, в различных позах, стоящими или бегущими. Таких рисунков, датируемых рубежом III-II тысячелетий до н. э. обнаружено на Язылытепе и Беюкдаше множество.
В изобразительном искусстве Гобустана эпохи бронзы наиболее распространены рисунки безоаровых козлов, которых изображали как отдельно, так и парно и группами, в различных позах, стоящими или бегущими. Таких рисунков, датируемых рубежом III-II тысячелетий до н. э. обнаружено на Язылытепе и Беюкдаше множество.
Круглые отверстия в каменных плитах датируются V-III тысячелетиями до нашей эры. У «чаш» было как бытовое, так и культовое предназначение: часть служила для сбора и хранения дождевой воды, остальные для подношений богам и кровавых ритуалов.
Круглые отверстия в каменных плитах датируются V-III тысячелетиями до нашей эры. У «чаш» было как бытовое, так и культовое предназначение: часть служила для сбора и хранения дождевой воды, остальные для подношений богам и кровавых ритуалов.
На нижней террасе горы Беюкдаш встречаются рисунки лодок различных типов –  плоскодонных, глубокодонных, с неводом, а также тростниковых лодок (пироги) с солнцем в носовой части.
На нижней террасе горы Беюкдаш встречаются рисунки лодок различных типов – плоскодонных, глубокодонных, с неводом, а также тростниковых лодок (пироги) с солнцем в носовой части.
Существует также мнение, что «солнечная лодка» предназначена для переноса душ умерших в иной мир. В лодках схематично изображены люди, большинство их с луками, перекинутыми наискосок через плечо.
Известный норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал, побывавший  Гобустане дважды, обратил на рисунки лодок особое внимание. По его словам, гобустанские лодки с выгнутым дном (вероятно, камышовые), не имеют аналогов в мире. На основе сопоставления норвежских петроглифов с гобустанскими он сделал вывод, что лодки выведены «одной рукой, но в разное время». В результате исследований Хейердал пришёл к выводу, что предки скандинавов происходят с территории Азербайджана. Но данная теория вызвала бурю сомнений.
Существует также мнение, что «солнечная лодка» предназначена для переноса душ умерших в иной мир. В лодках схематично изображены люди, большинство их с луками, перекинутыми наискосок через плечо. Известный норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал, побывавший Гобустане дважды, обратил на рисунки лодок особое внимание. По его словам, гобустанские лодки с выгнутым дном (вероятно, камышовые), не имеют аналогов в мире. На основе сопоставления норвежских петроглифов с гобустанскими он сделал вывод, что лодки выведены «одной рукой, но в разное время». В результате исследований Хейердал пришёл к выводу, что предки скандинавов происходят с территории Азербайджана. Но данная теория вызвала бурю сомнений.
Еще одна удивительная находка Гобустана – камни гавалдаш (от тюркских слов «гавал» и «даш» – камень). Это оригинальный камень-бубен, представляющий собой установленную плашмя огромную плиту. Гавалдаш состоит из ракушечного известняка. Если постучать по камню, можно извлечь ритмичные чёткие мотивы. В зависимости от плотности раковин в составе известняка звук будет разным. Древние люди искали камни, издающие громкий звук при постукивании по ним маленькими камнями. Стражи племён во время нападений диких зверей и в других опасных ситуациях пользовались этим инструментом. В пользу данной версии говорит то, что гавалдаш находится вдали от жилья, но его звук разносится на 2-3 километра. Также считается, что этими звуками сопровождались ритуальные пляски и обряды. Можно сказать, что гавалдаш служил неким символом единства, поскольку древние люди проводили возле него религиозные и праздничные обряды, устраивали собрания.
Еще одна удивительная находка Гобустана – камни гавалдаш (от тюркских слов «гавал» и «даш» – камень). Это оригинальный камень-бубен, представляющий собой установленную плашмя огромную плиту. Гавалдаш состоит из ракушечного известняка. Если постучать по камню, можно извлечь ритмичные чёткие мотивы. В зависимости от плотности раковин в составе известняка звук будет разным. Древние люди искали камни, издающие громкий звук при постукивании по ним маленькими камнями. Стражи племён во время нападений диких зверей и в других опасных ситуациях пользовались этим инструментом. В пользу данной версии говорит то, что гавалдаш находится вдали от жилья, но его звук разносится на 2-3 километра. Также считается, что этими звуками сопровождались ритуальные пляски и обряды. Можно сказать, что гавалдаш служил неким символом единства, поскольку древние люди проводили возле него религиозные и праздничные обряды, устраивали собрания.
Поверхность некоторых скал изрисована так плотно, что не сразу понимаешь, что это не природная текстура с трещинами и впадинами, а исполинские книги сказок, написанные древними людьми. Целые сюжеты, по которым впору книги писать.
Поверхность некоторых скал изрисована так плотно, что не сразу понимаешь, что это не природная текстура с трещинами и впадинами, а исполинские книги сказок, написанные древними людьми. Целые сюжеты, по которым впору книги писать.
Не меньше, чем наскальные рисунки поражают причудливые формы каменных образований.
Не меньше, чем наскальные рисунки поражают причудливые формы каменных образований.
Гуляя в этой части заповедника, не забывайте смотреть под ноги, чтобы ненароком не наступить на спящую гюрзу или эфу.
Гуляя в этой части заповедника, не забывайте смотреть под ноги, чтобы ненароком не наступить на спящую гюрзу или эфу.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому