Турист Марина (Marina2506)
Марина
была сегодня 20:04
Фотоальбом

Усадьба Кусково. Летний Дворец Шереметевых

SM-A505FM
59 52

Начало здесь:

Москва. Усадебный микс. Коломенское — Царицыно

Кусково. Грот. Уникальные ракушечные фантазии Шереметевых

Главное сооружение в усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кусково — Дворец, что строился в 1769–1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка. Существует предположение, что в строительстве принимал участие и крепостной архитектор Фёдор Семёнович Аргунов.

Летний дворец — редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно-пространственное решение и подлинные элементы интерьеров: печи и камины, резьбу по дереву и лепнину, дощатые полы, зеркала и осветительные приборы.

По размерам дом невелик, его протяжённость в длину всего 66 метров, но благодаря гармоничной, изящной архитектуре и изысканной роскоши внутреннего убранства он издавна получил наименование дворца. Архитектура сооружения, выстроенного в стиле русского классицизма, типична и для каменных дворцовых построек второй половины XVIII века.

Фасад украшают три колонных портика, к парадному входу ведёт центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы для въезда карет, украшенные фигурами сфинксов.

Интерьеры дворца создавали приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера, а во время комплексной реставрации в конце XX века художественное убранство и обстановочный комплекс восстановлены согласно описям 1780-90-х годов. По имеющимся образцам и аналогам воссоздано также утраченное в ХIХ веке тканное убранство стен и мебели.

Дворец не предназначался для жилья, а лишь для приёма гостей и любования роскошными, изысканными интерьерами. Внутри двадцать шесть помещений, расположенных анфиладой. Сейчас для осмотра открыты девятнадцать.

Давайте же войдем через парадные двери внутрь и посмотрим, как жили яркие представители дворянства XVIII века.
Давайте же войдем через парадные двери внутрь и посмотрим, как жили яркие представители дворянства XVIII века.
Самое просторное помещение дворца – Парадные сени. Высоту зала подчёркивают величественные полуколонны-пилястры, выполненные из дерева и расписанные под розовый мрамор. По верху стен идёт ряд росписей на античные сюжеты, выполненные в технике «гризайль», имитирующей лепнину. Над дверью расположен барельеф с изображением воинских атрибутов и герба Шереметевых. Парадные сени не имеют окон и освещаются большим фонарём с подвесками в виде дубовых листьев.
Самое просторное помещение дворца – Парадные сени. Высоту зала подчёркивают величественные полуколонны-пилястры, выполненные из дерева и расписанные под розовый мрамор. По верху стен идёт ряд росписей на античные сюжеты, выполненные в технике «гризайль», имитирующей лепнину. Над дверью расположен барельеф с изображением воинских атрибутов и герба Шереметевых. Парадные сени не имеют окон и освещаются большим фонарём с подвесками в виде дубовых листьев.
Парадные сени. В глубоких нишах размещены  декоративные вазы из алебастра с лепниной из гипса и фактурные гипсовые скульптуры.
Парадные сени. В глубоких нишах размещены декоративные вазы из алебастра с лепниной из гипса и фактурные гипсовые скульптуры.
Осмотр анфиладных помещений проходит по часовой стрелке слева-направо. Двигаясь в нужном направлении, мы переместились из Парадных сеней в прихожую-гостиную.
Осмотр анфиладных помещений проходит по часовой стрелке слева-направо. Двигаясь в нужном направлении, мы переместились из Парадных сеней в прихожую-гостиную.
Прихожая-гостиная – небольшая светлая комната с потолком на два метра ниже, чем в Парадных сенях.
Прихожая-гостиная – небольшая светлая комната с потолком на два метра ниже, чем в Парадных сенях.
В Прихожей-гостиной. Стены здесь украшены ткаными коврами – шпалерами фламандской и французской работы XVII—XVIII вв. с изображениями парковых пейзажей. Их цветовая палитра насчитывает свыше десяти тысяч оттенков.
В Прихожей-гостиной. Стены здесь украшены ткаными коврами – шпалерами фламандской и французской работы XVII—XVIII вв. с изображениями парковых пейзажей. Их цветовая палитра насчитывает свыше десяти тысяч оттенков.
В Прихожей-гостиной
В Прихожей-гостиной
Важная роль в интерьерах дворца принадлежит печам, которые имели не только утилитарное, но и декоративное значение. Печь в Прихожей-гостиной облицована расписными изразцами с изображением растительных мотивов.
Важная роль в интерьерах дворца принадлежит печам, которые имели не только утилитарное, но и декоративное значение. Печь в Прихожей-гостиной облицована расписными изразцами с изображением растительных мотивов.
В Прихожей-гостиной
В Прихожей-гостиной
В Прихожей-гостиной
В Прихожей-гостиной
Следующее помещение дворца – Шпалерная гостиная, которая также украшена шпалерами.
Следующее помещение дворца – Шпалерная гостиная, которая также украшена шпалерами.
В Шпалерной гостиной
В Шпалерной гостиной
В Шпалерной гостиной
В Шпалерной гостиной
В Шпалерной гостиной
В Шпалерной гостиной
Кроме изразцовой печи эта комната снабжена большим камином, предназначавшимся для любования живой игрой огня. Из окон Шпалерной гостиной виден Большой пруд.
Кроме изразцовой печи эта комната снабжена большим камином, предназначавшимся для любования живой игрой огня. Из окон Шпалерной гостиной виден Большой пруд.
В Шпалерной гостиной
В Шпалерной гостиной
Малиновая Гостинная – одна из самых нарядных комнат дворца, именуемая по цвету штофных обоев. Над диваном расположены портрет императрицы Екатерины II работы Ф.С. Рокотова, а также портреты великого князя Павла Петровича и его жены, выполненные Д.Г. Левицким.
Малиновая Гостинная – одна из самых нарядных комнат дворца, именуемая по цвету штофных обоев. Над диваном расположены портрет императрицы Екатерины II работы Ф.С. Рокотова, а также портреты великого князя Павла Петровича и его жены, выполненные Д.Г. Левицким.
Здесь обращает на себя внимание узорный паркет, в котором изысканно сочетаются чёрные, жёлтые и коричневые тона.
Здесь обращает на себя внимание узорный паркет, в котором изысканно сочетаются чёрные, жёлтые и коричневые тона.
В Малиновой гостиной
В Малиновой гостиной
В Малиновой гостиной
В Малиновой гостиной
В Малиновой гостиной
В Малиновой гостиной
В Малиновой гостиной
В Малиновой гостиной
Парадная опочивальня, предназначавшаяся, несмотря на свое название, не для сна. Ложе отгорожено глухой балюстрадой с балясинами в виде арф, перевитых гирляндами из роз, выполненными И. Юстом по рисунку К. Бланка.
Парадная опочивальня, предназначавшаяся, несмотря на свое название, не для сна. Ложе отгорожено глухой балюстрадой с балясинами в виде арф, перевитых гирляндами из роз, выполненными И. Юстом по рисунку К. Бланка.
В парадной опочивальне. В XVIII в. было принято часть гостиных декорировать под спальни.
В парадной опочивальне. В XVIII в. было принято часть гостиных декорировать под спальни.
В Парадной опочивальне. Стены обиты штофными обоями с узором из полос и цветочных корзин.
В Парадной опочивальне. Стены обиты штофными обоями с узором из полос и цветочных корзин.
На потолке живописный плафон работы неизвестного крепостного художника «Невинность на распутье между Мудростью и Любовью». Невинность изображена в виде девушки в белоснежных одеждах, Мудрость и Любовь олицетворяют древнеримские богини Минерва и Венера.
На потолке живописный плафон работы неизвестного крепостного художника «Невинность на распутье между Мудростью и Любовью». Невинность изображена в виде девушки в белоснежных одеждах, Мудрость и Любовь олицетворяют древнеримские богини Минерва и Венера.
Интересны настенные часы первой половины XVIII в. Футляр, выполненный в мастерской известного французского мебельного мастера Ш. Буля, отделан черепахой, оловом и скульптурными деталями из золочёной бронзы.
Интересны настенные часы первой половины XVIII в. Футляр, выполненный в мастерской известного французского мебельного мастера Ш. Буля, отделан черепахой, оловом и скульптурными деталями из золочёной бронзы.
В Парадной опочивальне. Детали интерьера
В Парадной опочивальне. Детали интерьера
В Парадной опочивальне. Детали интерьера
В Парадной опочивальне. Детали интерьера
В Парадной опочивальне. Детали интерьера
В Парадной опочивальне. Детали интерьера
Кабинет-конторка – небольшая невысокая комната, стены которой обшиты дубовыми панелями, как было принято в Петровскую эпоху. Дубовые кресла с характерной формой спинок (углом) единственный такого рода мебельный гарнитур, сохранившийся до нашего времени.
Кабинет-конторка – небольшая невысокая комната, стены которой обшиты дубовыми панелями, как было принято в Петровскую эпоху. Дубовые кресла с характерной формой спинок (углом) единственный такого рода мебельный гарнитур, сохранившийся до нашего времени.
В кабинете-конторке. Строгому убранству комнаты соответствует колоннообразная печь благородных пропорций, облицованная белым кафелем.
В кабинете-конторке. Строгому убранству комнаты соответствует колоннообразная печь благородных пропорций, облицованная белым кафелем.
Диванная. Небольшая комната, главное место в которой принадлежит мягкому дивану. У окна стоит столик для чтения, где лежит изданная в 1774 г. книга «Письма императора Петра I графу Б.П. Шереметеву».
Диванная. Небольшая комната, главное место в которой принадлежит мягкому дивану. У окна стоит столик для чтения, где лежит изданная в 1774 г. книга «Письма императора Петра I графу Б.П. Шереметеву».
Потолок в диванной
Потолок в диванной
Личная уборная – светлая комната с большим окном, выходящим в парк. Стены обиты ситцем с набивным узором. На туалетном столике работы русских мастеров стоит зеркало в фарфоровой раме, изготовленное на одной из мануфактур Копенгагена.
Личная уборная – светлая комната с большим окном, выходящим в парк. Стены обиты ситцем с набивным узором. На туалетном столике работы русских мастеров стоит зеркало в фарфоровой раме, изготовленное на одной из мануфактур Копенгагена.
В Личной уборной. Старинные часы
В Личной уборной. Старинные часы
Вседневная опочивальня, что по размерам вдвое меньше парадной.
Вседневная опочивальня, что по размерам вдвое меньше парадной.
Вседневная опочивальня. В декоре преобладают мягкие вариации белого и зеленовато-голубого цветов.
Вседневная опочивальня. В декоре преобладают мягкие вариации белого и зеленовато-голубого цветов.
Вседневная опочивальня. Камин отделан мраморными вставками, расписанными в «помпеянском» стиле.
Вседневная опочивальня. Камин отделан мраморными вставками, расписанными в «помпеянском» стиле.
Вседневная опочивальня. У двери стоят высокие напольные часы английской работы с зеркальной дверцей. Часы указывают время, дату, фазы луны, а кроме того, проигрывают на колокольчиках двенадцать музыкальных пьес.
Вседневная опочивальня. У двери стоят высокие напольные часы английской работы с зеркальной дверцей. Часы указывают время, дату, фазы луны, а кроме того, проигрывают на колокольчиках двенадцать музыкальных пьес.
Вседневная опочивальня. Элемент декора
Вседневная опочивальня. Элемент декора
Вседневная опочивальня. По стенам развешаны портреты, выполненные одним из крупнейших русских портретистов XVIII в., крепостным художником Шереметевых, представителем целой династии талантливых мастеров — Иваном Аргуновым. Особый интерес представляет «Портрет калмычки Аннушки», воспитанницы В.А. Шереметевой, — признанный шедевр мастера.
Вседневная опочивальня. По стенам развешаны портреты, выполненные одним из крупнейших русских портретистов XVIII в., крепостным художником Шереметевых, представителем целой династии талантливых мастеров — Иваном Аргуновым. Особый интерес представляет «Портрет калмычки Аннушки», воспитанницы В.А. Шереметевой, — признанный шедевр мастера.
Картинная – комната, где выставлена коллекция картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников.
Картинная – комната, где выставлена коллекция картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников.
Картинная комната. Это помещение отнюдь не является выставочным залом в современном представлении. В XVIII в. живописные полотна в интерьере воспринимались не как самостоятельные произведения искусства, а как один из способов декорирования стен.
Картинная комната. Это помещение отнюдь не является выставочным залом в современном представлении. В XVIII в. живописные полотна в интерьере воспринимались не как самостоятельные произведения искусства, а как один из способов декорирования стен.
В Картинной комнате. Элементы декора
В Картинной комнате. Элементы декора
В Картинной комнате. Элементы декора
В Картинной комнате. Элементы декора
В Картинной комнате. В то время преобладал так называемый «шпалерный» принцип развески, при котором картины сплошным ковром покрывали стены, подбираясь одна к другой по колориту и размеру.
В Картинной комнате. В то время преобладал так называемый «шпалерный» принцип развески, при котором картины сплошным ковром покрывали стены, подбираясь одна к другой по колориту и размеру.
Зеркальная галерея, или белый (танцевальный) зал. Это самое роскошное, просторное и светлое помещение кусковского дворца.
Зеркальная галерея, или белый (танцевальный) зал. Это самое роскошное, просторное и светлое помещение кусковского дворца.
Площадь Зеркальной галереи двести с лишним квадратных метров. Отделку зала выполнял Иоганн Юст.
Площадь Зеркальной галереи двести с лишним квадратных метров. Отделку зала выполнял Иоганн Юст.
Потолок украшен живописным плафоном «Слава рода Шереметевых», на котором изображена аллегорическая фигура Славы, возлагающая графскую корону на родовой герб. Торжественность момента подчёркнута присутствием Аполлона и муз.
Потолок украшен живописным плафоном «Слава рода Шереметевых», на котором изображена аллегорическая фигура Славы, возлагающая графскую корону на родовой герб. Торжественность момента подчёркнута присутствием Аполлона и муз.
Живописная композиция обрамлена ярким орнаментом, составленным из орденских лент, камергерских ключей и вензеля П.Б. Шереметева. Плафон написан французским художником Л. Лагрене-старшим.
Живописная композиция обрамлена ярким орнаментом, составленным из орденских лент, камергерских ключей и вензеля П.Б. Шереметева. Плафон написан французским художником Л. Лагрене-старшим.
В зеркальном зале роскошные гипсовые статуи, держащие в руках подсвечники.
В зеркальном зале роскошные гипсовые статуи, держащие в руках подсвечники.
В зеркальном зале
В зеркальном зале
В зеркальном зале. Напольные подсвечники.
В зеркальном зале. Напольные подсвечники.
В зеркальном зале. Элемент напольного подсвечника.
В зеркальном зале. Элемент напольного подсвечника.
В зеркальном зале
В зеркальном зале
В Зеркальной галерее устраивались не только танцы, но и парадные обеды.
В Зеркальной галерее устраивались не только танцы, но и парадные обеды.
В зеркальном зале
В зеркальном зале
Две двери в зеркальной стене ведут в Прихожую-гостиную и в Карточную.
Две двери в зеркальной стене ведут в Прихожую-гостиную и в Карточную.
Карточная – комната, предназначенная для игры в карты. Вдоль стен здесь расположены ломберные столы. Интересен портрет Б.П. Шереметева в боярском костюме, написанный художником В. Аравицким.
Карточная – комната, предназначенная для игры в карты. Вдоль стен здесь расположены ломберные столы. Интересен портрет Б.П. Шереметева в боярском костюме, написанный художником В. Аравицким.
Бильярдная занята большим бильярдным столом английской работы.
Бильярдная занята большим бильярдным столом английской работы.
В Бильярдной
В Бильярдной
В бильярдной
В бильярдной
Парадная столовая по традиции не имела много мебели, сборные столы вносились на время обеда. Сейчас в столовой стоит такой стол с парадной сервировкой.
Парадная столовая по традиции не имела много мебели, сборные столы вносились на время обеда. Сейчас в столовой стоит такой стол с парадной сервировкой.
На стене портреты работы Ивана Аргунова, изображающие владельцев дворца
На стене портреты работы Ивана Аргунова, изображающие владельцев дворца
В торце зала находится большая ниша, где установлена ступенчатая горка для серебряной посуды, увенчанная мраморным бюстом Александра Македонского. Парадная столовая завершает анфиладу.
В торце зала находится большая ниша, где установлена ступенчатая горка для серебряной посуды, увенчанная мраморным бюстом Александра Македонского. Парадная столовая завершает анфиладу.
В парадной столовой
В парадной столовой
Комментарии к альбому