Турист Марина (Marina2506)
Марина
была вчера 9:31
Лучший материал
недели
Фотоальбом

«Невеста пустыни»

SM-A505FM
117 94

Начало III века нашей эры, ранняя весна

Нежный свет утренней зари разливался струящимся медом, обволакивая прильнувшие друг к другу песчинки, формирующие мощные колонные образования и монолит каменных стен. Роскошный город, именуемый «невестой пустыни», встречал свой новый день, упиваясь величием облика, подчеркнутого изысканными очертаниями архитектурных форм…

-----------------------

Пальмира достигла своего расцвета после открытия Великого шелкового пути, став одним из «караванных городов», по образу и подобию Петры, Хатры и т. п. Арабские и арамейские купцы наварили огромные барыши на посреднической торговле между Востоком и Римской империей. С I века н. э. город формально являлся частью Римской империи, но тяготился данным статусом, так как роль посредника между Западом и Востоком была ощутимо выгоднее.

В 211 г. н. э. при императоре Септимии Севере Пальмира официально вошла в состав Римской империи и именно в III  в. н. э. начался экономический расцвет города. Большая часть сохранившихся сооружений относится к данному периоду. Рост благосостояния пальмирцев привел к укреплению самостоятельности города.

В 258 г. римский консул арабского происхождения Оденат совершил ряд удачных походов против парфян, заклятых врагов Рима, за что был произведен императором Галлиеном в «местные императоры». «Император востока» не остановился на достигнутом, присоединив к царству почти весь Ближний Восток. Все бы хорошо, но успехи Одената не давали покоя властям Римской империи. Талантливый правитель был убит в Эмесе (современный Хомс) в 267 г.

На исторической сцене появляется жена Одената — царица Зенобия, прославившая и себя, и Пальмиру. Зенобией ее называли римляне, настоящее имя женщины — Зейнаб или Зубайдат Бат Заббаи. Молва о красоте, властности и заносчивости знаменитой правительницы разлеталась по свету, как и вести о могуществе самой Пальмиры. Но случилось так, что качества Зейнаб оказались губительными не только для мужчин, сраженных ее красотой, но и для прекрасного города. Советником Зейнаб стал философ-неоплатоник Дионисий Кассий Лонгин, посоветовавший царице начать войну с Римом. Мудрый правитель провел бы не одну ночь в размышлениях, собрал бы совет и «семь раз отмерил», прежде, чем принять решение, но ветреная красотка Зейнаб не задумываясь развязала войну. На удивление ей удалось разгромить римские легионы в Египте и Малой Азии и укрепить влияние огромной империи, куда входил весь Ближний Восток, создав по сути предтечу будущего арабского Халифата. Но триумф нового государства был недолгим. Римский император Аврелиан в 272 г. н. э. в битве под Эмессой разгромил войска царицы Зейнаб и взял Пальмиру штурмом. В дальнейшем, претерпев несколько периодов относительной стабильности и упадка, город начал постепенно угасать.

XXI век, год 2022, март

Силуэты древней Пальмиры, прожившей более двух тысячелетий, появились, словно мираж в пустотелой сирийской пустыне. От контраста кажущейся бесконечной, бесплодной гористой пустыни с невнятной полосой внезапно возникающих на горизонте пальмовых рощ, опоясывающих руины древнего города, не покидало ощущение нереальности и фантастичности видения, представшего перед глазами…

Однажды увиденная картинка фрагмента города, имеющего статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, изображенная на обложке учебника истории древнего мира за пятый класс, будоражила сознание многие годы.
Однажды увиденная картинка фрагмента города, имеющего статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, изображенная на обложке учебника истории древнего мира за пятый класс, будоражила сознание многие годы.
К сожалению, та картинка с Триумфальной аркой и колоннадой в реальности сильно видоизменена. Но и то, что сохранилось от величественной Пальмиры, не может не впечатлить любителей археологии и истории.
К сожалению, та картинка с Триумфальной аркой и колоннадой в реальности сильно видоизменена. Но и то, что сохранилось от величественной Пальмиры, не может не впечатлить любителей археологии и истории.
Словно переместившись сквозь «портал времени», замерла на мгновение у развалин главных ворот Пальмиры, что пали первыми под натиском римских легионеров.
Словно переместившись сквозь «портал времени», замерла на мгновение у развалин главных ворот Пальмиры, что пали первыми под натиском римских легионеров.
А затем, пообвыкшись с доминирующим в пространстве песчано-охровым цветом, затерялась в геометрично-правильных «кварталах», имевших четкое назначение.
А затем, пообвыкшись с доминирующим в пространстве песчано-охровым цветом, затерялась в геометрично-правильных «кварталах», имевших четкое назначение.
Прикасаясь ладонями к пористым золотистым осколкам камней, притулившимся у основания колонн, с которыми когда-то были заодно, ощутила немую боль и бессилие процветавшего ранее города. И отсутствие надежды… разве что на вечную память о былом могуществе.
Прикасаясь ладонями к пористым золотистым осколкам камней, притулившимся у основания колонн, с которыми когда-то были заодно, ощутила немую боль и бессилие процветавшего ранее города. И отсутствие надежды… разве что на вечную память о былом могуществе.
Свой путь по разрушенной Пальмире начали с главной улицы города – улицы Колонн. Ее длина 1,2 км.
Свой путь по разрушенной Пальмире начали с главной улицы города – улицы Колонн. Ее длина 1,2 км.
Изначально по обеим сторонам улицы насчитывалось 1500 колонн высотой 9,5 метров с изящно декорированными коринфскими капителями.
Изначально по обеим сторонам улицы насчитывалось 1500 колонн высотой 9,5 метров с изящно декорированными коринфскими капителями.
На золотистых, прогретых солнцем стенах, можно разглядеть высеченные узоры в виде листьев и гроздьев винограда, очертаний верблюдов и орлов.
На золотистых, прогретых солнцем стенах, можно разглядеть высеченные узоры в виде листьев и гроздьев винограда, очертаний верблюдов и орлов.
Источники утверждают, что древние пальмирцы обожали ставить памятники друг другу.
Источники утверждают, что древние пальмирцы обожали ставить памятники друг другу.
Почти все колонны на улице Колонн, храмов и общественные здания имеют посередине каменные полочки, где размещались скульптурные изображения знатных и уважаемых людей. Но сейчас их по понятным причинам уже не увидишь.
Почти все колонны на улице Колонн, храмов и общественные здания имеют посередине каменные полочки, где размещались скульптурные изображения знатных и уважаемых людей. Но сейчас их по понятным причинам уже не увидишь.
В ширину главная улица простиралась на 11 метров.
В ширину главная улица простиралась на 11 метров.
По обеим сторонам колоннады шли небольшие пешеходные улочки шириной до 6 метров, вдоль которых располагались лавки купцов и ремесленников.
По обеим сторонам колоннады шли небольшие пешеходные улочки шириной до 6 метров, вдоль которых располагались лавки купцов и ремесленников.
До нашего времени сохранился второй важный перекресток города – Тетрапилон, сооруженный из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах.
До нашего времени сохранился второй важный перекресток города – Тетрапилон, сооруженный из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах.
Здесь располагался Великий рынок, где велась активная торговля, о чем свидетельствуют сохранные каменные перекрытия лавок.
Здесь располагался Великий рынок, где велась активная торговля, о чем свидетельствуют сохранные каменные перекрытия лавок.
В городе действовал водопровод, что еще раз подчеркивает высокий по тем временам уровень его развития.
В городе действовал водопровод, что еще раз подчеркивает высокий по тем временам уровень его развития.
Наиболее сохранным оказался древний амфитеатр.
Наиболее сохранным оказался древний амфитеатр.
Пройдя под Римской аркой,
Пройдя под Римской аркой,
эффектно подсвеченной контровым светом, оказались в периметре одного из важных мест жизнедеятельности древней Пальмиры.
эффектно подсвеченной контровым светом, оказались в периметре одного из важных мест жизнедеятельности древней Пальмиры.
Идеальный полукруг, устремляющийся от основания вверх ступенеобразными каменными рядами, имеет потрясающую акустику.
Идеальный полукруг, устремляющийся от основания вверх ступенеобразными каменными рядами, имеет потрясающую акустику.
Древние мастера, владевшие секретными техниками работы с камнем, оставили потомкам лишь загадки.
Древние мастера, владевшие секретными техниками работы с камнем, оставили потомкам лишь загадки.
В честь освобождения Пальмиры сирийской армией при поддержке российских ВКС 5 мая 2016 г. в амфитеатре состоялся концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением народного артиста России Валерия Гергиева «С молитвой о Пальмире».
В честь освобождения Пальмиры сирийской армией при поддержке российских ВКС 5 мая 2016 г. в амфитеатре состоялся концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением народного артиста России Валерия Гергиева «С молитвой о Пальмире».
По сравнению с римскими и другими сирийскими собратьями, амфитеатр Пальмиры довольно молод. Определяя его возраст, ученые склоняются ко II веку нашей эры.
По сравнению с римскими и другими сирийскими собратьями, амфитеатр Пальмиры довольно молод. Определяя его возраст, ученые склоняются ко II веку нашей эры.
Длина сцены составляет около 48 метров, диаметр нижнего уровня зала (орхестры) – 20 м. Зрители рассаживались здесь полукругом, занимая 14 рядов каменных скамеек.
Длина сцены составляет около 48 метров, диаметр нижнего уровня зала (орхестры) – 20 м. Зрители рассаживались здесь полукругом, занимая 14 рядов каменных скамеек.
Небо над Пальмирой
Небо над Пальмирой
За амфитеатром просматривается обрамлённая колоннадой агора, где проводились важные городские собрания.
За амфитеатром просматривается обрамлённая колоннадой агора, где проводились важные городские собрания.
Чуть поодаль покоятся руины Храма четырех богов.
Чуть поодаль покоятся руины Храма четырех богов.
В Пальмире был также сооружен храм в честь бога Набо –  сына Мардука, повелителя вавилонского неба. Набо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из Месопотамии, он уживался с финикийским Баалшамином, арабской Аллат и олимпийским Зевсом.
В Пальмире был также сооружен храм в честь бога Набо – сына Мардука, повелителя вавилонского неба. Набо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из Месопотамии, он уживался с финикийским Баалшамином, арабской Аллат и олимпийским Зевсом.
От храма Набо остался лишь фундамент, от храма Аллат – двери, от храма Баалшамина (финикийского бога грома и плодородия) останки руин.
От храма Набо остался лишь фундамент, от храма Аллат – двери, от храма Баалшамина (финикийского бога грома и плодородия) останки руин.
На заднем плане видна цитадель ибн-Маан. Крепость, построенная в начале XVII века друзским эмиром Фахр ад-Дином аль-Маани на самом высоком холме, просматривается с любого уголка Пальмиры.
На заднем плане видна цитадель ибн-Маан. Крепость, построенная в начале XVII века друзским эмиром Фахр ад-Дином аль-Маани на самом высоком холме, просматривается с любого уголка Пальмиры.
Многоязычные жители пальмиры, не желая подчиняться одному богу, чаще всего упоминали в религиозных ритуалах бога неба – Бела. Ему и посвятили один из самых интересных храмов на Ближнем Востоке (прообраз Баальбека). Храм,  выделяющийся среди всех строений города, имел центральный зал площадью в 200 квадратных метров.
Многоязычные жители пальмиры, не желая подчиняться одному богу, чаще всего упоминали в религиозных ритуалах бога неба – Бела. Ему и посвятили один из самых интересных храмов на Ближнем Востоке (прообраз Баальбека). Храм, выделяющийся среди всех строений города, имел центральный зал площадью в 200 квадратных метров.
В XII веке сельджуки превратили главный храм города в средневековую крепость. Местное население укрывалось в этой крепости от набегов кочевников вплоть до XX века.
В XII веке сельджуки превратили главный храм города в средневековую крепость. Местное население укрывалось в этой крепости от набегов кочевников вплоть до XX века.
В храм вели три входа, украшенных позолоченными панелями. Сейчас их заменяют ворота, через которые можно попасть в святилище.
В храм вели три входа, украшенных позолоченными панелями. Сейчас их заменяют ворота, через которые можно попасть в святилище.
Совсем недавно храм Бела был одним из наиболее сохранных сооружений подобного рода на Ближнем Востоке, но сейчас мы можем видеть лишь арку, не прилегавшую вплотную к стене, венчавшую главный вход в храм. Воздушная подушка позволила ей уцелеть при взрыве.
Совсем недавно храм Бела был одним из наиболее сохранных сооружений подобного рода на Ближнем Востоке, но сейчас мы можем видеть лишь арку, не прилегавшую вплотную к стене, венчавшую главный вход в храм. Воздушная подушка позволила ей уцелеть при взрыве.
Двор святилища с трёх сторон окружал портик с двойной колоннадой, от которой сохранились отдельные фрагменты.
Двор святилища с трёх сторон окружал портик с двойной колоннадой, от которой сохранились отдельные фрагменты.
В периметре крепости множество артефактов: капители колонн, фрагменты саркофагов, остатки колонн и обрамлявшие портик консоли.
В периметре крепости множество артефактов: капители колонн, фрагменты саркофагов, остатки колонн и обрамлявшие портик консоли.
Внимание привлекли каменные монолиты с изображениями ангелов.
Внимание привлекли каменные монолиты с изображениями ангелов.
Случайно обнаружив в мощной стене крепости, окружавшей святилище Бела, внутренний лаз с лестницей, решили подняться наверх.
Случайно обнаружив в мощной стене крепости, окружавшей святилище Бела, внутренний лаз с лестницей, решили подняться наверх.
Несмотря на аварийное состояние узкой каменной лестницы внутри крепостной стены, потихоньку карабкались все выше.
Несмотря на аварийное состояние узкой каменной лестницы внутри крепостной стены, потихоньку карабкались все выше.
Вид сверху на часть полуразрушенной каменной стены
Вид сверху на часть полуразрушенной каменной стены
Большая часть стены полуразрушена, но арочный каменный проем создает отличный антураж для фотосессий.
Большая часть стены полуразрушена, но арочный каменный проем создает отличный антураж для фотосессий.
Руины домов римских патрициев.
Руины домов римских патрициев.
Часть противоположной от главного входа стены крепости тоже разрушена. Из проема открывается вид на оазис из хиленьких пальм. Буквально десяток лет назад пальмовая роща со слов гида имела более презентабельный вид.
Часть противоположной от главного входа стены крепости тоже разрушена. Из проема открывается вид на оазис из хиленьких пальм. Буквально десяток лет назад пальмовая роща со слов гида имела более презентабельный вид.
Кое-где попадаются остатки барельефов с отбитыми лицами у скульптур. Подобное варварство – дело рук боевиков, ибо изображение лиц в исламе запрещено.
Кое-где попадаются остатки барельефов с отбитыми лицами у скульптур. Подобное варварство – дело рук боевиков, ибо изображение лиц в исламе запрещено.
Во внутреннем дворе сохранилась крытая колоннада, под основанием которой во времена процветания Пальмиры по специальному проходу проводили животных для ритуальных жертвоприношений.
Во внутреннем дворе сохранилась крытая колоннада, под основанием которой во времена процветания Пальмиры по специальному проходу проводили животных для ритуальных жертвоприношений.
Отдельные городские образования слегли под печатью забвения, сгрудившись не по собственной воле в разрозненные груды камней.
Отдельные городские образования слегли под печатью забвения, сгрудившись не по собственной воле в разрозненные груды камней.
Прощальный взгляд на Пальмиру. С удовлетворением, благодарностью и надеждой на возвращение былого облика в обозримом будущем.
Прощальный взгляд на Пальмиру. С удовлетворением, благодарностью и надеждой на возвращение былого облика в обозримом будущем.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому