Турист Марина (Marina2506)
Марина
была сегодня 19:31

Пребывая в Новосибирске, выделили день для визита в Академгородок, где можно провести время с не меньшей, чем в крупном мегаполисе, пользой. В большей степени интересовал Ботанический сад Российской Академии наук, разделенный на тематические зоны. Питаю слабость к миниатюрным мини-культурам, отражающим японскую культуру бонсай, поэтому первым делом направились в одноименный парк.

Прежде, чем показать эффектные решения парка и его обитателей, расскажу вкратце, как возникла идея его создания.

Флора Сибири представляет собой малоизученный и невостребованный потенциал декоративных растений для садово-паркового устройства, а возрастающая урбанизация региона способствует актуализации вопроса об улучшении среды обитания человека.

Для условий городского ландшафта наиболее перспективными представляются растения Сибири, адаптированные к резко континентальному климату. Однако усиливающийся антропогенный пресс на естественные экосистемы вызывает быстрое обеднение региональной флоры, и в первую очередь высокодекоративных видов и форм.

Данные обстоятельства определили цель проекта — создание парка, где на небольшой территории были бы представлены взятые непосредственно из природы декоративные виды и формы растений, а также модели природных ландшафтов Сибири.

Цель способствовала обращению к приемам, методам и философии древнего японского искусства бонсай — выращивания миниатюрных деревьев и создания мини-ландшафтов.

Идея создания парка принадлежала общественной творческой группе «Сибирский бонсай», по чьей инициативе в мае 1996 года был разработан соответствующий проект.

В рамках подготовки к реализации проекта проведена колоссальная работа: организована экспедиция в Приморский и Забайкальский Край, Камчатку, Тыву и Хакасию, Горный Алтай и Новосибирскую область, обследованы различные природные зоны, произведены первичные сборы растительного и инертного материала, послужившего основой для закладки коллекции парка Бонсай.

Непосредственные работы по формированию облика парка выполнены в 1998 году кандидатом биологических наук, дизайнером и путешественником Юрием Викторовичем Овчинниковым. Так на территории, занимающей площадь около 1,5 га, появился уникальный музей под открытым небом, ценный не только как ботанический объект, но и как некое растительное собрание, имеющее культурную, просветительную и социальную подоплеку.

Туристы могут посетить экспозицию «Парк бонсай» с конца мая по октябрь с экскурсионным сопровождением или без такового. Экскурсии проводятся по предварительной записи со вторника по пятницу в 10.00, 12.00, 14.00, 15.30 часов; суббота, воскресенье, понедельник — выходной. Продолжительность экскурсии 1,5 часа.

Прогуляться по парку самостоятельно можно со вторника по субботу (если нет записи на экскурсию). Воскресенье и понедельник — выходной. Актуальная информация о времени работы парка и проведении экскурсий размещена на официальном сайте.

У деревянного арочного входа на территорию «Парка бонсай» нас встретила экскурсовод Елена Кизилова. Мы не заказывали экскурсию, предпочитая гулять самостоятельно, но Елена Александровна начала увлеченно рассказывать историю создания парка, и подсказала, как ориентироваться в парке, за что ей огромное спасибо. Елена Александровна создала Телеграмм-канал (КИЗИЛЬНИК), где из первых уст можно узнать о буднях парка.
У деревянного арочного входа на территорию «Парка бонсай» нас встретила экскурсовод Елена Кизилова. Мы не заказывали экскурсию, предпочитая гулять самостоятельно, но Елена Александровна начала увлеченно рассказывать историю создания парка, и подсказала, как ориентироваться в парке, за что ей огромное спасибо. Елена Александровна создала Телеграмм-канал (КИЗИЛЬНИК), где из первых уст можно узнать о буднях парка.
Чтобы не нарушить целостность экосистемы, передвигаться по парку можно по протоптанным дорожкам, керамическим плиткам, уложенным в незатейливый рисунок, или деревянным настилам, уводящим вглубь парка.
Чтобы не нарушить целостность экосистемы, передвигаться по парку можно по протоптанным дорожкам, керамическим плиткам, уложенным в незатейливый рисунок, или деревянным настилам, уводящим вглубь парка.
Благоустроенные дорожки в парке, где  надлежит передвигаться
Благоустроенные дорожки в парке, где надлежит передвигаться
Размещение растений в экспозиции осуществлено на основе нескольких принципов. Первый и основополагающий – экспонирование растений, выращенных в культуре и по канонам бонсай, будь то деревья, кустарники или травы.
Размещение растений в экспозиции осуществлено на основе нескольких принципов. Первый и основополагающий – экспонирование растений, выращенных в культуре и по канонам бонсай, будь то деревья, кустарники или травы.
Параллельно в экспонирование включаются пейзажные камни, организующие мини-ландшафты и суйсеки (камни на подносе).
Параллельно в экспонирование включаются пейзажные камни, организующие мини-ландшафты и суйсеки (камни на подносе).
Экспонаты бонсай  представлены в специально отведенных зонах, где они размещены либо в контейнерах, либо высажены непосредственно в грунт, гармонично вписываясь в конкретный мини-ландшафт.
Экспонаты бонсай представлены в специально отведенных зонах, где они размещены либо в контейнерах, либо высажены непосредственно в грунт, гармонично вписываясь в конкретный мини-ландшафт.
Второй принцип – экологический, основанный на привязке растительных композиций к месту обитания. В связи с этим в парке смоделированы искусственные растительные сообщества: полупустыни и степи, лесостепи, черневой тайги, субальпийского высокотравного луга, тундрового сообщества, верхового и низинного болота, гигро- и гидрофильного сообщества.
Второй принцип – экологический, основанный на привязке растительных композиций к месту обитания. В связи с этим в парке смоделированы искусственные растительные сообщества: полупустыни и степи, лесостепи, черневой тайги, субальпийского высокотравного луга, тундрового сообщества, верхового и низинного болота, гигро- и гидрофильного сообщества.
Третьим принципом можно считать географический. Если характеризовать экспозицию парка в целом, то можно сказать, что здесь отражены некоторые элементы флористического состава районов Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, северной Японии и Китая, Европы и Северной Америки.
Третьим принципом можно считать географический. Если характеризовать экспозицию парка в целом, то можно сказать, что здесь отражены некоторые элементы флористического состава районов Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, северной Японии и Китая, Европы и Северной Америки.
Помимо трех основных принципов при создании парка использовались несколько факультативных.
Помимо трех основных принципов при создании парка использовались несколько факультативных.
Основываясь на систематическом принципе, созданы родовые комплексы, отдельно экспонированы редко используемые группы растений: мхов, плаунов, папоротников.
Основываясь на систематическом принципе, созданы родовые комплексы, отдельно экспонированы редко используемые группы растений: мхов, плаунов, папоротников.
Культурный принцип позволил использовать в экспозиции традиционные направления в садово-парковом искусстве, характерные для данного региона и привлечь элементы топиарного искусства.
Культурный принцип позволил использовать в экспозиции традиционные направления в садово-парковом искусстве, характерные для данного региона и привлечь элементы топиарного искусства.
Парк вписали в естественную среду, размещая коллекцию в сложном рельефе среди берёз и сосен, присущих территории Центрального сибирского ботанического сада.
Парк вписали в естественную среду, размещая коллекцию в сложном рельефе среди берёз и сосен, присущих территории Центрального сибирского ботанического сада.
«Парк бонсай» – это восточная мудрость и созерцательность, соединившая природу и человека.
«Парк бонсай» – это восточная мудрость и созерцательность, соединившая природу и человека.
Цветущая хоста.
Цветущая хоста.
Природа и предметы человеческого мира здесь сочетаются на редкость гармонично.
Природа и предметы человеческого мира здесь сочетаются на редкость гармонично.
Парк впечатляет продуманным великолепием. Работники парка и волонтёры вкладывают душу в его содержание.
Парк впечатляет продуманным великолепием. Работники парка и волонтёры вкладывают душу в его содержание.
В оформлении парка использованы  природные материалы и производные от них. Здесь у каждого элемента свой смысл.
В оформлении парка использованы природные материалы и производные от них. Здесь у каждого элемента свой смысл.
Каждый уголок парка выполняет свою  миссию.
Каждый уголок парка выполняет свою миссию.
В «Парке бонсай» можно прочувствовать, какой наполненной и осознанной может стать человеческая жизнь, если она протекает в гармонии с природой.
В «Парке бонсай» можно прочувствовать, какой наполненной и осознанной может стать человеческая жизнь, если она протекает в гармонии с природой.
Коллекция бонсаев из сибирских пород деревьев — гордость парка.
Коллекция бонсаев из сибирских пород деревьев — гордость парка.
Искусство бонсай царит в каждом его уголке. Множество миниатюрных деревьев выстроились на столах-витринах, на специально отведенных для них приподнятых площадках. Некоторые посажены прямо в грунт.
Искусство бонсай царит в каждом его уголке. Множество миниатюрных деревьев выстроились на столах-витринах, на специально отведенных для них приподнятых площадках. Некоторые посажены прямо в грунт.
Основные породы, из которых здесь создают маленькие шедевры, это ель обыкновенная, лиственница сибирская, сосна обыкновенная, клен ложноплатановый, можжевельник обыкновенный, туя западная и даже яблоня.
Основные породы, из которых здесь создают маленькие шедевры, это ель обыкновенная, лиственница сибирская, сосна обыкновенная, клен ложноплатановый, можжевельник обыкновенный, туя западная и даже яблоня.
В парке большое количество садовых керамических украшений. Для посадки растений-бонсай здесь используют керамические блюдца и сосуды, изготовленные местными новосибирскими художниками-керамистами. Каждое такое изделие уникально, ведь это неповторимая единичная авторская работа.
В парке большое количество садовых керамических украшений. Для посадки растений-бонсай здесь используют керамические блюдца и сосуды, изготовленные местными новосибирскими художниками-керамистами. Каждое такое изделие уникально, ведь это неповторимая единичная авторская работа.
«Бонсай» переводится как «дерево в горшке». Бонсай можно вылепить из любого дерева или кустарника.
«Бонсай» переводится как «дерево в горшке». Бонсай можно вылепить из любого дерева или кустарника.
Во всех  наклонах и направлениях культуры бонсай своя философия.
Во всех наклонах и направлениях культуры бонсай своя философия.
Процесс формирования дерева – это искусство. Если взять, например, кедр, который мы знаем как мощное дерево, и подстригать его со знанием дела, он никогда не станет большим, но в малой своей копии достигнет расцвета.
Процесс формирования дерева – это искусство. Если взять, например, кедр, который мы знаем как мощное дерево, и подстригать его со знанием дела, он никогда не станет большим, но в малой своей копии достигнет расцвета.
Эти маленькие деревья похожи на человеческие судьбы – их крутит, пригибает, ломает, но они всё равно прекрасны.
Эти маленькие деревья похожи на человеческие судьбы – их крутит, пригибает, ломает, но они всё равно прекрасны.
В «Парке бонсай» представлены также деревья, сформированные в технике ниваки. Ниваки в переводе с японского: «нива» - сад, «ки» - дерево. Существует два способа их формирования, в японских и европейских традициях.
В «Парке бонсай» представлены также деревья, сформированные в технике ниваки. Ниваки в переводе с японского: «нива» - сад, «ки» - дерево. Существует два способа их формирования, в японских и европейских традициях.
Различия в том, что японские ниваки – это мини-копии деревьев, отражающие воздействие различных сил природы. Именно они, согласно японским канонам повторяют стили бонсай, отличаясь только размерами и тем, что растут в грунте, а не в горшках.
Европейское ниваки – это полёт фантазии. Здесь авторы ограничены только размерами и возможностями исходного материала. Чаще всего в этом случае используются смешанные техники формирования (и японские, и европейские).
Различия в том, что японские ниваки – это мини-копии деревьев, отражающие воздействие различных сил природы. Именно они, согласно японским канонам повторяют стили бонсай, отличаясь только размерами и тем, что растут в грунте, а не в горшках. Европейское ниваки – это полёт фантазии. Здесь авторы ограничены только размерами и возможностями исходного материала. Чаще всего в этом случае используются смешанные техники формирования (и японские, и европейские).
Ниваки – древнее искусство, которое используют в парковых композициях в Японии, Тайланде, Китае и других восточных странах. Формируется оно по тем же принципам, что и бонсай, в итоге должно быть получено компактное дерево, повторяющее все особенности взрослого, растущего в естественных условиях.
Ниваки – древнее искусство, которое используют в парковых композициях в Японии, Тайланде, Китае и других восточных странах. Формируется оно по тем же принципам, что и бонсай, в итоге должно быть получено компактное дерево, повторяющее все особенности взрослого, растущего в естественных условиях.
На дорожках можно встретить деревянные изваяния в форме сплетенных шаров, «шалашей», пластин, и диковинных композиций.
На дорожках можно встретить деревянные изваяния в форме сплетенных шаров, «шалашей», пластин, и диковинных композиций.
Деревянные инсталляции в парке.
Деревянные инсталляции в парке.
Деревянные инсталляции в парке.
Деревянные инсталляции в парке.
Дерево в парке соседствует с керамикой и камнем.
Дерево в парке соседствует с керамикой и камнем.
Каменное образование, символизирующее жилище.
Каменное образование, символизирующее жилище.
Кое-где в такт ветру позвякивают деревянные и керамические подвески фун-линь, призванные отгонять злых духов, издавая приглушенные мелодичные звуки.
Кое-где в такт ветру позвякивают деревянные и керамические подвески фун-линь, призванные отгонять злых духов, издавая приглушенные мелодичные звуки.
Парк полностью выполнен в японском стиле. Каждая деталь, каждая коряга, каждый камень находится на своем месте и участвует в создании единой композиции.
Парк полностью выполнен в японском стиле. Каждая деталь, каждая коряга, каждый камень находится на своем месте и участвует в создании единой композиции.
Из заросшего болота дизайнеры сотворили живописнейший пруд, на берегах которого расставили японские фонарики. Данное место парка показалось самым живописным.
Из заросшего болота дизайнеры сотворили живописнейший пруд, на берегах которого расставили японские фонарики. Данное место парка показалось самым живописным.
Жители пруда
Жители пруда
Живописный пруд в парке
Живописный пруд в парке
На дорожке у выхода поселился железный дровосек и парочка сторожевых псов.
На дорожке у выхода поселился железный дровосек и парочка сторожевых псов.
Среди прочих экспонатов умилили обретшие вторую жизнь старые поношенные кроссовки. Елена Александровна куда-то убежала и не у кого было спросить, покрылись ли кроссовки естественной мшастостью, или к ним применили элементы техники бонсай)))
Среди прочих экспонатов умилили обретшие вторую жизнь старые поношенные кроссовки. Елена Александровна куда-то убежала и не у кого было спросить, покрылись ли кроссовки естественной мшастостью, или к ним применили элементы техники бонсай)))
Впечатляют и пейзажные камни, используемые при формировании паркового ландшафта. Искусство их использования, именуемое суйсеки, возникло более тысячи лет назад.
Впечатляют и пейзажные камни, используемые при формировании паркового ландшафта. Искусство их использования, именуемое суйсеки, возникло более тысячи лет назад.
Китайцы искали и сохраняли красивые камни еще в III веке до нашей эры из религиозных и эстетических соображений. Так украшали сады – массивными обломками горных пород. Благодаря причудливой форме они способствовали размышлениям, медитации. Особенно ценились камни, напоминавшие по очертаниям горные вершины и хребты – так в китайском саду возникала своеобразная уменьшенная вариация огромного мира. Эти садовые камни получили название «гонгши», где «гонг» означало «дух», а «ши» - «камень».
Китайцы искали и сохраняли красивые камни еще в III веке до нашей эры из религиозных и эстетических соображений. Так украшали сады – массивными обломками горных пород. Благодаря причудливой форме они способствовали размышлениям, медитации. Особенно ценились камни, напоминавшие по очертаниям горные вершины и хребты – так в китайском саду возникала своеобразная уменьшенная вариация огромного мира. Эти садовые камни получили название «гонгши», где «гонг» означало «дух», а «ши» - «камень».
Упоминала вначале, что площадь парка составляет полтора гектара. Содержать его в чистоте и порядке непросто, без помощи добровольцев не обойтись. В жизни парка активно участвуют волонтёры – люди разных возрастов и профессий. На уборку приходят целыми семьями.
Упоминала вначале, что площадь парка составляет полтора гектара. Содержать его в чистоте и порядке непросто, без помощи добровольцев не обойтись. В жизни парка активно участвуют волонтёры – люди разных возрастов и профессий. На уборку приходят целыми семьями.
Не стоит полагать, что «Парк бонсай» создан исключительно для эстетического наслаждения. Ведь Центральный сибирский ботанический сад – это крупнейшее научно-исследовательское учреждение, в лабораториях которого сделаны десятки открытий. И «Парк бонсай» основан и развивается на тех же научных принципах, которые указала выше.
Не стоит полагать, что «Парк бонсай» создан исключительно для эстетического наслаждения. Ведь Центральный сибирский ботанический сад – это крупнейшее научно-исследовательское учреждение, в лабораториях которого сделаны десятки открытий. И «Парк бонсай» основан и развивается на тех же научных принципах, которые указала выше.
Нам очень понравился «Парк бонсай»! В этой обители гармонии человека и природы каждый сможет найти что-то особенно притягательное для себя. Полюбоваться редкими краснокнижными видами растений, взглянуть на могучие деревья в миниатюре и просто побыть наедине со своими мыслями.
Нам очень понравился «Парк бонсай»! В этой обители гармонии человека и природы каждый сможет найти что-то особенно притягательное для себя. Полюбоваться редкими краснокнижными видами растений, взглянуть на могучие деревья в миниатюре и просто побыть наедине со своими мыслями.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому