Турист Марина (Marina2506)
Марина
была сегодня 20:04
Фотоальбом

Эпоха, одетая в платье

SM-A505FM
66 55

С чем у вас ассоциируется весна? Наверняка большинство ответит: с солнцем и пробуждением, с обновлением и новыми надеждами. Организаторы же экскурсии с интригующим названием «Эпоха, одетая в платье», приурочив мероприятие к международному женскому дню 8 марта, отождествили первый месяц весны с женским нарядом.

Экскурсия анонсировалась под эгидой смоленской Художественной галереи, но в условиях ковидных ограничений посетить ее можно было только по предварительной записи. Мне повезло вовремя промониторить информацию.

Когда-нибудь расскажу об экспозиции Художественной галереи подробнее, а в этом альбоме проиллюстрирую экспонаты, взятые за основу данной экскурсии.

Джованни Франческо Барбьери «Юдифь с головой Олоферна», 1650-е гг. 
Повествование, начатое экскурсоводом, облаченной в изящное платье и ажурную маску, перенеслось к эпохе Возрождения. Именно тогда проявился повышенный интерес к женскому телу. Собственно, было не до нарядов, превозносили тело, им же и восхищались, обнажая частично или полностью. Пожалуй, больше внимания уделяли прическе, декорируя локоны нехитрыми приспособлениями, одеяния отходили на второй, или третий план.
Джованни Франческо Барбьери «Юдифь с головой Олоферна», 1650-е гг. Повествование, начатое экскурсоводом, облаченной в изящное платье и ажурную маску, перенеслось к эпохе Возрождения. Именно тогда проявился повышенный интерес к женскому телу. Собственно, было не до нарядов, превозносили тело, им же и восхищались, обнажая частично или полностью. Пожалуй, больше внимания уделяли прическе, декорируя локоны нехитрыми приспособлениями, одеяния отходили на второй, или третий план.
Нидерландский художник XV века «Мадонна с младенцем»
Нидерландский художник XV века «Мадонна с младенцем»
Нидерландский художник XVI века «Мадонна с младенцем». Нидерландские художники раннего Средневековья предпочитали писать Мадонн, чьи образы отличались смирением и кроткостью. Женский облик чаще всего скрывался за драпировками, и разве что мягкие локоны украдкой выбивались на свет Божий, приоткрывая красоту.
Нидерландский художник XVI века «Мадонна с младенцем». Нидерландские художники раннего Средневековья предпочитали писать Мадонн, чьи образы отличались смирением и кроткостью. Женский облик чаще всего скрывался за драпировками, и разве что мягкие локоны украдкой выбивались на свет Божий, приоткрывая красоту.
Михель Ян ван Миревельт «Женский портрет». Миревельт открывает собой ряд типичных голландских портретистов XVI-XVII веков, наделявших даму скромностью, сочетающуюся с чопорной осанкой. Женский костюм XVII века  испытывал влияние французской моды. Женскому платью того времени присуща сдержанная гамма, максимальная закрытость и длина в пол. Шея и грудь прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом.
Высокие кружевные воротники были в моде вплоть до середины XVII века.
Михель Ян ван Миревельт «Женский портрет». Миревельт открывает собой ряд типичных голландских портретистов XVI-XVII веков, наделявших даму скромностью, сочетающуюся с чопорной осанкой. Женский костюм XVII века испытывал влияние французской моды. Женскому платью того времени присуща сдержанная гамма, максимальная закрытость и длина в пол. Шея и грудь прикрывались воротниками и пелеринами из тонкой ткани, отделанными кружевом. Высокие кружевные воротники были в моде вплоть до середины XVII века.
Николас Элиас «Мужской портрет». Схожие тенденции прослеживались и в мужском костюме, но мужские образы предметом экскурсии не являлись, поэтому здесь скорее выхваченный для общего контекста образ.
Николас Элиас «Мужской портрет». Схожие тенденции прослеживались и в мужском костюме, но мужские образы предметом экскурсии не являлись, поэтому здесь скорее выхваченный для общего контекста образ.
Эглон Хендрик ван дер Нер «Семейный портрет», 1681 год. К концу XVII века женская мода в Нидерландах слегка раскрепостилась. Платья кроились так, чтобы освободить шею и зону декольте.
Эглон Хендрик ван дер Нер «Семейный портрет», 1681 год. К концу XVII века женская мода в Нидерландах слегка раскрепостилась. Платья кроились так, чтобы освободить шею и зону декольте.
Ян (Йоханес) Мейтенс «Портрет дамы в желтом платье». (Голландский художник конца XVII века). Женская прическа из собранных в тугой узел волос сменилась длинными, свободно уложенными волосами. Их разделяли на прямой пробор, по обеим сторонам лица спускали короткие локоны, а сзади заплетали косы и укладывали их в узел, перевитый ниткой жемчуга, или украшали для особых случаев коронами.
Ян (Йоханес) Мейтенс «Портрет дамы в желтом платье». (Голландский художник конца XVII века). Женская прическа из собранных в тугой узел волос сменилась длинными, свободно уложенными волосами. Их разделяли на прямой пробор, по обеим сторонам лица спускали короткие локоны, а сзади заплетали косы и укладывали их в узел, перевитый ниткой жемчуга, или украшали для особых случаев коронами.
Испанский художник начала XVII века «Женский портрет». Испанская средневековая мода подчеркивала мощь страны через женское платье, вес которого достигал порой 25 кг. Испанский костюм был жестким, скрывал формы тела, подчинял их строгой схеме. Силуэт женской фигуры напоминал два равнобедренных треугольника, соединенных на линии талии вершинами. Сложного кроя, напоминающее броню платье, водружалось на тяжеленный металлический каркас. Испанская дама в таком костюме приобретала горделивую осанку. Учитывая высокие температурные показатели в Испании, особенно в южных регионах, средневековым испанкам не позавидуешь.
Испанский художник начала XVII века «Женский портрет». Испанская средневековая мода подчеркивала мощь страны через женское платье, вес которого достигал порой 25 кг. Испанский костюм был жестким, скрывал формы тела, подчинял их строгой схеме. Силуэт женской фигуры напоминал два равнобедренных треугольника, соединенных на линии талии вершинами. Сложного кроя, напоминающее броню платье, водружалось на тяжеленный металлический каркас. Испанская дама в таком костюме приобретала горделивую осанку. Учитывая высокие температурные показатели в Испании, особенно в южных регионах, средневековым испанкам не позавидуешь.
Хюг Мерль «Дама в лесу», 1861 год. Французские художники XIX века, изображавшие сентиментальные или нравственные сюжеты, приоткрыли изящество женской шеи, высвободившейся со временем из-под закрытых драпировок. Хотя женское платье по-прежнему сохраняет длину, допуская незначительные вольности в виде полупрозрачных длинных рукавов.
Хюг Мерль «Дама в лесу», 1861 год. Французские художники XIX века, изображавшие сентиментальные или нравственные сюжеты, приоткрыли изящество женской шеи, высвободившейся со временем из-под закрытых драпировок. Хотя женское платье по-прежнему сохраняет длину, допуская незначительные вольности в виде полупрозрачных длинных рукавов.
Густав Ало «Молодая толедка», 1912 год. Важное место в туалетах испанок конца XVII-начала XX века занимали аксессуары. От каркасов отказываются, платья становятся более легкими, а элементом костюма становится длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль (мантилья), который обычно надевали поверх высокого гребня (пейнеты), вколотого в прическу.
Густав Ало «Молодая толедка», 1912 год. Важное место в туалетах испанок конца XVII-начала XX века занимали аксессуары. От каркасов отказываются, платья становятся более легкими, а элементом костюма становится длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль (мантилья), который обычно надевали поверх высокого гребня (пейнеты), вколотого в прическу.
Особое значение придавалось веерам, как неотъемлемому элементу дамского костюма. Существовал целый «язык» веерного общения, который знали и дамы, и кавалеры. Так, взмахом веера можно было красноречиво дать понять о своем настроении, возмущении или благосклонности.
Особое значение придавалось веерам, как неотъемлемому элементу дамского костюма. Существовал целый «язык» веерного общения, который знали и дамы, и кавалеры. Так, взмахом веера можно было красноречиво дать понять о своем настроении, возмущении или благосклонности.
Наша экскурсовод в элегантном воздушном платье
Наша экскурсовод в элегантном воздушном платье
Немецкий художник XVIII «Портрет дамы». Немецкая мода рубежа XVII-XIX веков отличалась изысканностью. Дорогие ткани и невесомое кружево подчеркивали достоинства женской фигуры. При этом дамский образ выглядел вполне себе досягаемым.
Немецкий художник XVIII «Портрет дамы». Немецкая мода рубежа XVII-XIX веков отличалась изысканностью. Дорогие ткани и невесомое кружево подчеркивали достоинства женской фигуры. При этом дамский образ выглядел вполне себе досягаемым.
Французский художник XVIII «Женский портрет». Французы того же периода были склонны изображать даму в виде эфемерного, невесомого создания, которым нужно было восторгаться издалека. Воздушные туалеты, легкие украшения, томные взгляды – такое ощущение, что дело имеешь с ангелочком, а не с женщиной из плоти и крови.
Французский художник XVIII «Женский портрет». Французы того же периода были склонны изображать даму в виде эфемерного, невесомого создания, которым нужно было восторгаться издалека. Воздушные туалеты, легкие украшения, томные взгляды – такое ощущение, что дело имеешь с ангелочком, а не с женщиной из плоти и крови.
Французский художник XVIII «Сельская жизнь». Копия картины Франсуа Буше. Но это видение художников, на самом деле всем известно, какие страсти кипели при французском дворе.
Французский художник XVIII «Сельская жизнь». Копия картины Франсуа Буше. Но это видение художников, на самом деле всем известно, какие страсти кипели при французском дворе.
Жан-Батист Жозеф Викар «Портрет Анны Каролины Пац-Малаховской», 1820 год. Французская мода XIX века контурами платья «обнажает» женское тело. Для пошива использовали тончайшие ткани, обрисовывающие женский силуэт настолько, что казалось, будто дама на самом деле обнажена. В моду входят атласные банты, длинные перчатки и балетки. Чтобы дамы не простужались в тонких платьях в обиход вводят и палантины-пашмины.
Жан-Батист Жозеф Викар «Портрет Анны Каролины Пац-Малаховской», 1820 год. Французская мода XIX века контурами платья «обнажает» женское тело. Для пошива использовали тончайшие ткани, обрисовывающие женский силуэт настолько, что казалось, будто дама на самом деле обнажена. В моду входят атласные банты, длинные перчатки и балетки. Чтобы дамы не простужались в тонких платьях в обиход вводят и палантины-пашмины.
Федор Рокотов «Портрет неизвестной в светло-сером платье», 1770-е. Что касается средневековой женской моды в России, то очень многое перенималось из европ. Превалировали и главенствовали элементы французской моды.
Федор Рокотов «Портрет неизвестной в светло-сером платье», 1770-е. Что касается средневековой женской моды в России, то очень многое перенималось из европ. Превалировали и главенствовали элементы французской моды.
Неизвестный художник, 2-я половина XVIII века «Портрет Варвары Алексеевны Нарышкиной».
Неизвестный художник, 2-я половина XVIII века «Портрет Варвары Алексеевны Нарышкиной».
Неизвестный художник, XVIII «Портрет императрицы Елизаветы Петровны». Однако, российские дамы пошли немного дальше француженок в помпезных и дорогих украшениях туалетов, используя огромные драгоценные камни и дорогие ткани.
Неизвестный художник, XVIII «Портрет императрицы Елизаветы Петровны». Однако, российские дамы пошли немного дальше француженок в помпезных и дорогих украшениях туалетов, используя огромные драгоценные камни и дорогие ткани.
Александр Рослин «Портрет великой княгини Марии Федоровны». В российской моде конца XVII – XIX наблюдается настоящий культ причесок, которые возводили часами. Неудобные прически, выступающие вместе с тем в качестве отдельного предмета искусства, держались по нескольку дней, а профессия парикмахера в то время являлась чуть ли не самой популярной и востребованной. Супруга Павла Петровича и мать двух императоров российского трона, Мария Федоровна, носила исключительно парадные платья на туго нашнурованных корсетах. Корсеты нанесли вред здоровью не одной дамы, но Мария Федоровна обладала отменным здоровьем (ее дети, к слову, тоже, из 10 рожденных выжили 9, что показательно для тех времен) и не изменяла моде даже нося детей под сердцем.
Александр Рослин «Портрет великой княгини Марии Федоровны». В российской моде конца XVII – XIX наблюдается настоящий культ причесок, которые возводили часами. Неудобные прически, выступающие вместе с тем в качестве отдельного предмета искусства, держались по нескольку дней, а профессия парикмахера в то время являлась чуть ли не самой популярной и востребованной. Супруга Павла Петровича и мать двух императоров российского трона, Мария Федоровна, носила исключительно парадные платья на туго нашнурованных корсетах. Корсеты нанесли вред здоровью не одной дамы, но Мария Федоровна обладала отменным здоровьем (ее дети, к слову, тоже, из 10 рожденных выжили 9, что показательно для тех времен) и не изменяла моде даже нося детей под сердцем.
Иоганн Баптист Лампи Старший «Портрет императрицы Марии Федоровны». Слегка раздобревшая императрица свежа и румяна, а элегантное платье подчеркивает ее красоту.
Иоганн Баптист Лампи Старший «Портрет императрицы Марии Федоровны». Слегка раздобревшая императрица свежа и румяна, а элегантное платье подчеркивает ее красоту.
Неизвестный художник XIX века «Семейный портрет Щокотовых», 1844 год. В моде второй половины-конца XIX века на смену пышному барокко, помпезному рококо приходит классицизм с его простыми, совершенными формами. Мода возвращается к прошлым канонам красоты, античности. Превалируют платья с завышенной талией и для каждого повода существовал свой наряд: платья для прогулок были закрытыми, сшитыми из плотного сукна, бальные наряды создавались из легких воздушных тканей, отличались приталенным силуэтом, открытым декольте.
Неизвестный художник XIX века «Семейный портрет Щокотовых», 1844 год. В моде второй половины-конца XIX века на смену пышному барокко, помпезному рококо приходит классицизм с его простыми, совершенными формами. Мода возвращается к прошлым канонам красоты, античности. Превалируют платья с завышенной талией и для каждого повода существовал свой наряд: платья для прогулок были закрытыми, сшитыми из плотного сукна, бальные наряды создавались из легких воздушных тканей, отличались приталенным силуэтом, открытым декольте.
Неизвестный художник XIX век «Женский портрет». Мода конца XIX века сжалилась, наконец, над женскими волосами. Прически XIX века отличаются выполнением на разную длину, игривые завитки создают даже на короткие волосы. Огромные напудренные парики заменяют легкие, воздушные локоны. Сделать подобную укладку можно и сегодня, используя элементы викторианской эпохи.
Неизвестный художник XIX век «Женский портрет». Мода конца XIX века сжалилась, наконец, над женскими волосами. Прически XIX века отличаются выполнением на разную длину, игривые завитки создают даже на короткие волосы. Огромные напудренные парики заменяют легкие, воздушные локоны. Сделать подобную укладку можно и сегодня, используя элементы викторианской эпохи.
Ваза. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод. В женском костюме можно также наблюдать вставки-шемизетки с приподнятым воротником (а иногда и воротником-жабо) и декоративными элементами.
Ваза. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод. В женском костюме можно также наблюдать вставки-шемизетки с приподнятым воротником (а иногда и воротником-жабо) и декоративными элементами.
Одной из законодательниц моды в Смоленской губернии слыла известная меценатка, княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Ее портрет в парадном платье написал Валентин Серов (В.А. Серов «Портрет М.К. Тенишевой»,1898).
Одной из законодательниц моды в Смоленской губернии слыла известная меценатка, княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Ее портрет в парадном платье написал Валентин Серов (В.А. Серов «Портрет М.К. Тенишевой»,1898).
А здесь портрет Марии Клавдиевны в повседневном платье, но с неизменными нитями жемчуга кисти Ильи Репина (И.Е. Репин «Портрет М.К. Тенишевой» 1896).
А здесь портрет Марии Клавдиевны в повседневном платье, но с неизменными нитями жемчуга кисти Ильи Репина (И.Е. Репин «Портрет М.К. Тенишевой» 1896).
К.А. Коровин «Портрет М.К. Тенишевой», 1899 год
К.А. Коровин «Портрет М.К. Тенишевой», 1899 год
А.Я. Головин «Женский портрет», 1911 год. С началом XX века женские черты становятся резче, в одежде превалирует монохром и используются мужские аксессуары, да и в целом начало века характеризуется лаконичностью женского костюма.
А.Я. Головин «Женский портрет», 1911 год. С началом XX века женские черты становятся резче, в одежде превалирует монохром и используются мужские аксессуары, да и в целом начало века характеризуется лаконичностью женского костюма.
И.И. Машков «Женский портрет», 1912-1914 гг. Но проходит совсем немного времени и моде возвращается женское лицо, румяные щечки и легкий декор наряда.
И.И. Машков «Женский портрет», 1912-1914 гг. Но проходит совсем немного времени и моде возвращается женское лицо, румяные щечки и легкий декор наряда.
А.В. Щипицын «На улице (Два мопса)», 1929 год. 
В довоенные годы прошлого века дамы расцветают, подобно весенним первоцветам. В одежде появляются яркие тона и аксессуары, обрисовываются силуэты, уделяется внимание прическе. Те же тенденции подхватывают 70-80-ее года прошлого столетия, привнося более модные элементы.
А.В. Щипицын «На улице (Два мопса)», 1929 год. В довоенные годы прошлого века дамы расцветают, подобно весенним первоцветам. В одежде появляются яркие тона и аксессуары, обрисовываются силуэты, уделяется внимание прическе. Те же тенденции подхватывают 70-80-ее года прошлого столетия, привнося более модные элементы.
Современные тенденции женского костюма наиболее многогранны, но старая добрая классика по-прежнему вне моды и времени:)
Современные тенденции женского костюма наиболее многогранны, но старая добрая классика по-прежнему вне моды и времени:)
Комментарии к альбому