Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
К сожалению, память о прошлом стирается очень быстро… Печально и одиноко, забытые среди безжизненных деревень и глухих лесов, доживают свой век полуразрушенные, величественные прежде постройки. Некоторые из них были поистине грандиозны, но даже в нынешнем удручающем состоянии они умудряются произвести сильнейшее впечатление. Остатки былой красоты…
Люблю прокатиться по заброшкам осенней порой. Время меланхолии, грусти, несбывшихся надежд создает соответствующее настроение для восприятия именно таких, забытых Богом объектов.
На сей раз держали путь на юг. Отъехав от Смоленска 70 км в сторону районного центра Хиславичи, оказались в селе со странным названием Черепово.
В середине XIX века село упоминается как принадлежащее графу Салтыкову. Помимо усадьбы здесь было 22 двора, 158 жителей, две церкви и лесопильный завод.
Небольшое село, к слову, вошло в историю России. В августе 1862 года здесь произошло восстание крестьян окрестных деревень, что не хотели выходить из крепостного состояния на условиях, сформулированных в "Положениях 19 февраля 1861 г." и добивались новой «царской воли». Взбунтовавшиеся крестьяне надеялись получить полное освобождение из-под власти помещика и сохранение дореформенного надела с прирезкой. Восстание в череповской вотчине было одним из крупных крестьянских выступлений того периода. В Черепово прибыл сам губернатор и две роты солдат, восстание подавили, а слава о непокорном селе осталась в веках.
Но акцент сделаю не на селе, а на уникальном храме Покрова Пресвятой Богородицы, что манит туристов. Интригует одно только название — «Смоленский Колизей». Сразу же грезится Италия, вечный город и одна из его визитных карточек, что до сего времени так и не увидела…
Храм стоит на открытом месте на краю села, недалеко от дороги. Полуразрушенное здание господствует в сельском пейзаже благодаря своей монументальности. Масштабы, конечно, не римские, но по отношению к окружающему пейзажу и деревенским постройкам церковь выглядит величественно и грандиозно, а округлая её форма создаёт впечатление гармоничности и уравновешенности.
Эпоха классицизма в России (вторая половина XVIII — начало XIX в.) стала особым периодом и для культового зодчества. В этот период возводились особенные храмы-ротонды, не отвечающие формой православной обрядности и русским традициям храмостроения. По сути можно говорить об уникальном явлении в русском храмовом зодчестве. Русский ротондальный храм стал практическим воплощением стремления к идеальным формам, соединяющим в себе техническое и художественное совершенство, кроме того, круг всегда имел сакральное значение.
На вопрос: «Почему храм, поражающий размерами, появился в сельской глубинке?» ответа нет. История почти не сохранила точных данных о Череповской церкви. В архивах Смоленска, Москвы, Санкт-Петербурга, Могилёва и Рославля содержится лишь скупая обрывочная информация.
Начальный этап строительства Покровской церкви в Черепово совпадает по времени с восстановлением Храма Гроба Господня в Иерусалиме после пожара 1808 г. Во всех приходах Российской Империи собирали пожертвования для величайшей христианской святыни. Идея взять за основу строящегося череповского храма иерусалимский могла вдохновить как заказчика, так и автора проекта. Тем более, что пример подобного храмоздания в России уже был — Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря в Подмосковье, в плане точная копия Храма Гроба Господня. Масштабы череповского храма скромнее, но в своей основе он имеет схожее архитектурное решение.
Архитектор проекта «Смоленского Колизея» неизвестен. Западные мастера не жаловали российскую глубинку и в строительстве сельских храмов не участвовали. Изначально считалось, что проект разработал один из петербургских архитекторов, но исследования показали, что проект мог быть и московским. При финансировании работ ощущался столичный размах. В некоторых источниках фигурирует общий бюджет строительства 300 тыс. руб., что соответствовало 84 тыс. руб. серебром.
В конце XVIII — нач. XIX вв. губернским архитектором Смоленска был Михаил Никифорович Слепнёв, что не мог не участвовать в проектировании столь грандиозного для губернии храма. Влияние на предполагаемого автора мог оказать и Матвей Казаков, активно работавший тогда на Смоленщине. Этот известный московский зодчий первым в России спроектировал круглое строение типа ротонды — здание Сената в Московском Кремле, а затем широко использовал композиции подобного рода в своих проектах.
Основные средства на возведение церкви выделил в 1824 году (по другим данным в 1827) помещик Захарий Яковлевич Малышев, что впоследствии скончался во время первого колокольного благовеста при её освящении. Благотворителя похоронили у стен храма (по другим данным в самом храме). Местные бабульки упоминают про бронзовый бюст, установленный Малышеву у западного входа в храм, сейчас от бюста не осталось и следа.
Почему о столь значимой личности (многим ли на селе ставили памятники?) ничего не известно? Историки сомневаются, что местный помещик мог «потянуть» подобное строительство. Однако, найденная архивная выписка земского суда 1818 г. Свидетельствует обратное: «…из хозяйства Малышевых отпущено … примерно 300 руб.».
Согласно новым данным, предполагается, что церковь мог достраивать граф Григорий Алексеевич Салтыков, ставший в 1823 году ктитором Покровского храма. Возможно, именно он погребён под северным приделом. По архивным сведениям, в заалтарной части «малышевского храма» имелись захоронения Г.Ф. и М. Е. Потёмкиных (имена и отчества не установлены). Обычно так хоронили благотворителей. Известно имя Василия Васильевича Потёмкина, строителя второго храма села Черепово в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» 1846 г. постройки (до наших дней не сохранился). Возможно, многочисленные представители рода Потёмкиных, в разное время владевшие этими землями, также имели отношение к строительству или содержанию Покровской церкви.
Об активном участии местных жителей в строительстве череповского храма известно из рассказов их потомков — наших современников. Кирпич для кладки передавали живой цепочкой на расстояние 8 км от кирпичного завода графа Салтыкова в деревне Селезеньки (ошибочно считается, что из Смоленска, это слишком далеко).
Согласно архивным источникам XIX в. кирпичная церковь в селе Черепово построена на месте, или рядом, с более ранней, деревянной. На карте Смоленской губернии 1773 г. село «Черепова» помечено крестом, т. е. храм к этому времени там уже был.
Часто старые храмы сохраняли свои имена в дополнительных приделах (Престолах) вновь возводимых. Вместе с главным Престолом Покрова Пресвятой Богородицы в новом храме были освящены ещё два: Благовещения Пресвятой Богородицы и Сошествия Святаго Духа.
Богослужения в храме проводились вплоть до 1940 года. Здание храма было сохранно до самой войны, но в 1943 г. в ходе боев оно значительно пострадало при артиллерийском обстреле. Наибольший урон нанесен советским танком, обстреливавшим немецкую снайперскую точку, устроенную на навершии купола. После войны храм несколько раз пытались взорвать, но стены и значительная часть свода уцелели. До состояния руин храм довели последующие попытки подрыва и разбор кирпича на хозяйственные нужды.