Турист Марина (Marina2506)
Марина
была вчера 9:31
Фотоальбом

Усадьба Энгельгардтов

NIKON D5100, SM-A505FM
56 52

В продолжение цикла о заброшках Смоленской области расскажу о ещё одном месте, где побывали недавно. Путь наш лежал в деревню Мачулы Починковского района, где доживает свой век усадьба Энгельгардтов.

Если покрутить колесо истории, выясняется, что усадьбу в Мачулах основали не Энгельгардты, чье имя увековечено сейчас, а представители другого знаменитого рода Реадов. Шотландский дворянский род Реадов был тесно связан с российской армией. На протяжении полутора столетий представители потомственной военной династии состояли на императорской службе и совершили немало подвигов во славу Отечества. В 1716 году на службу поступил Андрей Иванович Реад, которому за безупречную деятельность пожаловали земельные владения в Смоленской губернии. В конце XVIII века подполковник основал усадьбу в Мачульской вотчине, построил деревянную церковь и разбил парк вокруг усадебных строений.

Андрей Иванович - личность неординарная. В начале XIX века он был губернским предводителем дворянства, однако прославился на ином поприще. Он изобрел паровой способ винокурения (самогоноварения), получивший широкое распространение не только на Смоленщине.

Пятеро его сыновей участвовали в Отечественной войне 1812 года, отмечены боевыми наградами. Четверо братьев погибли в ходе различных военных действий. Пятому, Якову Андреевичу, досталось Мачульское имение отца. После смерти Якова усадьба перешла по наследству его дочери, Софье Реад. Софья Яковлевна сочеталась браком с Александром Платоновичем Энгельгардтом, с этого момента и начался расцвет имения.

Дабы не умалять заслуги второго знатного рода, чья судьба переплетена с судьбой усадьбы, упомяну об Энгельгардтах. В России известно две ветви данного рода: прибалтийская и смоленская. Информацию о прибалтийской опустим, ведь смоленская, чья история простирается на три с лишним столетия, ближе. Это старинный дворянский род, славившийся честолюбивыми делами и достижениями.

Смоленская ветвь рода ведёт родословную от Роберта Энгельгардта, что был пленён во время Ливонской войны в 1558 году и увезён в Россию с детьми. Внук Роберта, Вернер Энгельгардт поступил на польскую службу в Смутное время начала XVII века. Ему пожаловали поместья близ Смоленска.

Среди знаменитых смоленских Энгельгардтов масса известных людей: полковник Василий Васильевич Энгельгардт-младший, владелец дома на Невском проспекте Санкт-Петербурга; генерал-майор Лев Николаевич Энгельгардт, близкий родственник поэтов Е.А.Баратынского и Ф.И.Тютчева; химик и публицист Александр Николаевич Энгельгардт; член Государственного Совета Вадим Платонович Энгельгардт; артиллерийский изобретатель Александр Петрович Энгельгардт и другие. Были в роду и герои войны 1812 года, верные Отечеству. Подполковник Павел Иванович Энгельгардт, помещик сельца Дягилева Поречского уезда Смоленской губернии, во время войны с Наполеоном организовал партизанский отряд из своих крестьян. Энгельгардту, взятому в плен, предлагали перейти на сторону французов, но он отказался и был расстрелян после отказа. Однако смоленская ветвь рода не прервалась, и сегодня ее представители живут в Москве, Смоленске, Киеве, Хельсинки.

Вернемся к Александру Платоновичу, что был человеком деятельным и приспособил имение для хозяйственных экспериментов. Он развернул грандиозное строительство усадебного комплекса, главной жемчужиной которого стал дворец – двухэтажный каменный дом с 16 комнатами и 14 изразцовыми печами. Особый изыск зданию придавала парадная лестница со ступенями из белого камня и чугунными перилами. Комнаты блистали убранством, особо выделялись печи покрытые изразцами, мебель из редких пород дерева. Дом в стиле эклектики стал сокровищницей богатых частных коллекций живописи, хрусталя, мебели, старинного оружия, орденов и монет. К дворцу вела липовая аллея. Усадебный дом окружали оранжереи, сад и парк с озерами, фонтанами, павильонами и беседками. Были здесь собственная мельница, сыроварня, кузница, домовая церковь и даже созданная на средства владельца бесплатная народная чайная.

Но прежде всего имение славилось сельскохозяйственными достижениями. При усадьбе функционировали конный завод и ферма крупного рогатого скота улучшенной породы. Овес и рожь, употреблявшиеся в хозяйстве, завозились из Швеции, семена льна закупались в Псковской губернии. Александр Платонович слыл грамотным хозяйственником.

К тому же в течение 12 лет (с 1877 по 1887 годы), пока он был городским главой, немало сделано и для блага Смоленска. При нём в городе построили водопровод, здание городской думы, создали городской историко-археологический музей, произвели мощение улиц, организовали три новые начальные школы, три училища, Мариинскую женскую гимназию. Ввели бесплатное пользование губернской земской больницей. Энгельгардт активно участвовал в сборе средств на создание и открытие в Смоленске в 1885 году памятника М.И. Глинке. В Смоленске остался знаменитый дом Энгельгардтов на ул. Глинки, ныне Дворец бракосочетаний, принадлежащий когда-то Александру Платоновичу. За долголетнюю деятельность на пользу города Энгельгардту присвоено звание почетного гражданина Смоленска, а позднее Архангельска и Саратова, где он тоже успел погубернаторствовать.

После трагической смерти жены Александр Платонович передал в городской историко-археологический музей семейные реликвии рода Реадов: жалованные грамоты на дворянство, герб Реадов, родословную, формулярные списки о службе, портреты и фотографии, боевое оружие, предметы обмундирования и другое.

Последним владельцем усадьбы стал их единственный сын Александр Александрович Энгельгардт, который после смерти отца постоянно жил в усадьбе. Благодаря его активности имение в Мачулах вошло в число лучших в Российской империи по уровню производства. В усадьбе применяли передовые технологии в сельском хозяйстве, использовали новые сорта культур и химические удобрения. Особенно преуспели в выращивании льна, за что Александру Александровичу присудили серебряную медаль на Сычевской выставке 1895 года.

Имение Энгельгардтов в Мачулах являлось образцовым. Сюда прибывали зарубежные гости. К тому времени в селе провели водопровод, действовала школа, где обучались местные детишки. Но больше всего гостей поражало наличие электрического освещения как в самом барском доме, так и на улицах.

Проявляя заинтересованность в хозяйственном развитии Ельнинского (на тот момент) уезда и имения в Мачулах, А.А. Энгельгардт выделил часть своих земель и профинансировал строительство здания вокзала на ж/д линии Рославль-Смоленск. Ныне это станция «Энгельгардтовская», что проезжали по пути к усадьбе. Много лет поезда здесь не останавливаются, но представляете, какое значение для развития территории станция имела тогда.

Конец всему положила революция. В 1918 году усадьба не избежала национализации. Изъяли коллекции монет, медалей, орденов, придворные костюмы и мундиры, альбомы с фотографиями. Часть имущества удалось передать уездный музей в Ельне, но большинство сокровищ исчезло. Лишь одна картина 1761 года «Танкред и Клоринда» ныне хранится в Третьяковской галерее. К счастью, личный архив Александра Платоновича удалось передать на хранение в Смоленский Государственный архив. С бывшего владельца взяли подписку о невыезде и разрешили жить в деревянном флигеле.

В усадебном доме разместили сиротский приют, затем правление совхоза «Коминтерн». На протяжении нескольких лет Александр Александрович оставался в усадьбе, наблюдая ее крах. Он старался сохранить от разграбления и уничтожения художественные ценности. Сохранились письма Энгельгардта губернским властям с просьбой взять их под охрану или вывезти их в Смоленск для музейного хранения. Но усилия не увенчались успехом и судьба художественных ценностей не известна.

В октябре 1922 года он тайно вместе с детьми (его жена, Наталья Ивановна Ознобишина-Энгельгардт, к тому времени умерла) выехал в Москву, чтобы раствориться в многолюдном городе. Когда умер А.А. Энгельгардт – не известно.

Сын Николай в гражданскую войну эмигрировал в Югославию. Младшего, Александра, осудили в 1938 году по знаменитой 58-й статье и расстреляли. Дочь Софья учительствовала в Смоленске, затем проживала в Москве так и не выйдя замуж. Последнее упоминание о ней относится к марту 1958 года. Тогда она получила справку о гибели и реабилитации брата, с тех пор её следы затерялись.

Во время Великой Отечественной войны в усадебный дом угодила бомба, разнесла крышу и перекрытие между этажами, но мощные стены устояли. По окончании войны перекрытие убрали, возвели новую крышу и организовали Дом культуры и отдыха с кинотеатром. Старый парк вырубили, хозяйственные постройки отдали под жилые дома. Ещё в 1989 году ДК действовал, затем усадебные постройки оказались без надобности. Сейчас имение пребывает в непрерывной динамике разрушения и шансов на его восстановление, увы, нет...

Давайте все же пройдемся по усадьбе, позволим себе немного погрустить и немного порадоваться. Ведь усадьба повидала хорошие времена.

Эклектичный двухэтажный главный дом 1862–1872 гг. сохранен, но пребывает в плачевном состоянии.
Эклектичный двухэтажный главный дом 1862–1872 гг. сохранен, но пребывает в плачевном состоянии.
Здание стремительно разрушается, но элементы былого великолепия ещё просматриваются.
Здание стремительно разрушается, но элементы былого великолепия ещё просматриваются.
Элементы фасада с северной стороны, ограниченного «башенкой» со стрельчатыми окнами и зубцами, напоминающими гибеллинские
Элементы фасада с северной стороны, ограниченного «башенкой» со стрельчатыми окнами и зубцами, напоминающими гибеллинские
Обходим главный усадебный дом по кругу.
Обходим главный усадебный дом по кругу.
Главный фасад с парадной лестницей пострадал больше всего.
Главный фасад с парадной лестницей пострадал больше всего.
Часть фасада исписана граффити.
Часть фасада исписана граффити.
Мощный подклет служит надежной опорой конструкции здания.
Мощный подклет служит надежной опорой конструкции здания.
Из арочных проемов подклета открывается вид на аллею.
Из арочных проемов подклета открывается вид на аллею.
По фактурной раскидистой в обе стороны лестнице когда-то поднимались владельцы усадьбы и их гости.
По фактурной раскидистой в обе стороны лестнице когда-то поднимались владельцы усадьбы и их гости.
Соблюдая аккуратность, по лестнице можно подняться наверх и сейчас.
Соблюдая аккуратность, по лестнице можно подняться наверх и сейчас.
Лестница заканчивается у арочных проёмов, оставшихся от главного входа.
Лестница заканчивается у арочных проёмов, оставшихся от главного входа.
Внутри неуютно. Пустое безликое пространство навевает тоску…
Внутри неуютно. Пустое безликое пространство навевает тоску…
Когда-то здесь кипела жизнь. Сейчас невыносимая тишина…
Когда-то здесь кипела жизнь. Сейчас невыносимая тишина…
Вездесущие граффити добрались и сюда...
Вездесущие граффити добрались и сюда...
Если обернуться, можно заметить очертания дорожки, что когда-то вела через липовую аллею к господскому дому.
Если обернуться, можно заметить очертания дорожки, что когда-то вела через липовую аллею к господскому дому.
Подъездная липовая аллея вырублена во время Великой Отечественной войны. Сейчас у руин усадебного здания произрастают порослевые и подсаженные в 1980-х гг. липы.
Подъездная липовая аллея вырублена во время Великой Отечественной войны. Сейчас у руин усадебного здания произрастают порослевые и подсаженные в 1980-х гг. липы.
Если пройти до конца аллеи и свернуть влево, можно выйти к реке Хмаре, с переброшенным через неё в районе деревни Мачулы мостом.
Если пройти до конца аллеи и свернуть влево, можно выйти к реке Хмаре, с переброшенным через неё в районе деревни Мачулы мостом.
Русло Хмары. Вид с моста.
Русло Хмары. Вид с моста.
Русло Хмары.
Русло Хмары.
Пролом в стене демонстрирует разруху, царящую внутри главного усадебного дома. Мы обязательно заглянем внутрь, а сейчас обогнем постройки по кругу
Пролом в стене демонстрирует разруху, царящую внутри главного усадебного дома. Мы обязательно заглянем внутрь, а сейчас обогнем постройки по кругу
Раскрошившиеся кирпичи на лестнице заботливо укрыты листвой. Но это не спасает их от полного разрушения…
Раскрошившиеся кирпичи на лестнице заботливо укрыты листвой. Но это не спасает их от полного разрушения…
Некоторые кирпичи смиренно покорились яростно продирающимся корням берёзы, что оккупировала парадную лестницу
Некоторые кирпичи смиренно покорились яростно продирающимся корням берёзы, что оккупировала парадную лестницу
Природная культура поглощает культуру человеческую…
Природная культура поглощает культуру человеческую…
Большинство оконных проемов заложены кирпичём.
Большинство оконных проемов заложены кирпичём.
Часть южного фасада усадебного дома.
Часть южного фасада усадебного дома.
Подступающие к усадебному дому деревья.
Подступающие к усадебному дому деревья.
Фасад с южной стороны ограничен ещё одной «башней».
Фасад с южной стороны ограничен ещё одной «башней».
Останки хозяйственной постройки, примыкающей к главному усадебному дому.
Останки хозяйственной постройки, примыкающей к главному усадебному дому.
Вид из хозяйственной постройки на главный усадебный дом.
Вид из хозяйственной постройки на главный усадебный дом.
По всей видимости данное помещение использовалась под нужды ДК. На что указывают характерные художественные инсталляции.
По всей видимости данное помещение использовалась под нужды ДК. На что указывают характерные художественные инсталляции.
Распахнутые оконные рамы с разбитыми стеклами
Распахнутые оконные рамы с разбитыми стеклами
Внутренняя стена южной части фасада хозяйственной постройки.
Внутренняя стена южной части фасада хозяйственной постройки.
Ступать внутри разрушающегося помещения страшно, но любопытство подгоняло вперед.
Ступать внутри разрушающегося помещения страшно, но любопытство подгоняло вперед.
Коридор в хозяйственной постройке.
Коридор в хозяйственной постройке.
Разрушенные помещения хозяйственной постройки.
Разрушенные помещения хозяйственной постройки.
Разрушенные помещения хозяйственной постройки.
Разрушенные помещения хозяйственной постройки.
Преодолев проём в стене главного усадебного дома, оказываемся внутри.
Преодолев проём в стене главного усадебного дома, оказываемся внутри.
То самое помещение, где в советские годы размещался кинотеатр.
То самое помещение, где в советские годы размещался кинотеатр.
Потолок венчают остовы запылившихся люстр.
Потолок венчают остовы запылившихся люстр.
Перекрытия второго этажа разрушены.
Перекрытия второго этажа разрушены.
В комнатах полнейший разгром.
В комнатах полнейший разгром.
Сохранные плафоны на потолках.
Сохранные плафоны на потолках.
Фрагменты лепнины.
Фрагменты лепнины.
В лучшие времена по центру западного фасада красовался ажурный балкон, но сейчас сохранилась лишь вершина с зубцами и слуховым окном.
В лучшие времена по центру западного фасада красовался ажурный балкон, но сейчас сохранилась лишь вершина с зубцами и слуховым окном.
На былой аграрный успех усадьбы намекают сладкие плоды карабовки, примостившиеся в бессчётном количестве у дверного проёма в пожухлой листве
На былой аграрный успех усадьбы намекают сладкие плоды карабовки, примостившиеся в бессчётном количестве у дверного проёма в пожухлой листве
Здесь же фрагмент монумента. Предположительно вождю пролетариата
Здесь же фрагмент монумента. Предположительно вождю пролетариата


Гибнут русские усадьбы – 
беззащитны и слабы
перед временем, хоть статью
величавы и горды...

(Отрывок из стихотворения Надежды Бурцевой «Гибнут русские усадьбы»)
Гибнут русские усадьбы – беззащитны и слабы перед временем, хоть статью величавы и горды... (Отрывок из стихотворения Надежды Бурцевой «Гибнут русские усадьбы»)

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому